Новый пакет санкций опубликован в Официальном журнале ЕС 23 октября 2025 г. и вступил в силу (правда, сайт журнала после этого обвалился).
Меньше газа для Европы!
В новом пакете санкций ЕС продолжилась законодательная фиксация отказа от поставок российского газа в ЕС до конца 2027 г., как это заложено в дорожную карту плана REPowerEU, которую ЕК представила в мае 2025 г.Законодательная реализация положений этой дорожной карты в ЕС идет сразу по 2 направлениям, что ЕК считает правильным, поскольку речь идет о разных инструментах и механизмах воздействия, которые друг друга не исключают:
- Совет ЕС и Европарламент последовательно одобрили начало переговоров по проекту директивы ЕС, который предусматривает юридически обязывающий поэтапный запрет на импорт трубопроводного газа и СПГ из России до 1 января 2028 г. с 2 переходными периодами – краткосрочные контракты (на срок до 1 года), заключенные до 17 июня 2025 г., могут действовать до 17 июня 2026 г., а долгосрочные контракты (1 год и более) – до 1 января 2028 г. Также предусматриваются усиленные таможенные и разрешительные процедуры при импорте российского газа. Оба законодательных органа ЕС рассчитывают прийти к соглашению к концу 2025 г., чтобы окончательное принятие могло произойти как можно скорее после этого;
- через санкционные меры ЕС в отношении России. 19й пакет санкций ЕС предусматривает запрет на импорт российского сжиженного природного газа (СПГ) с 1 января 2027 г. для долгосрочных контрактов и в течение 6 месяцев с момента вступления санкций в силу для краткосрочных контрактов, т.е. с 25 апреля 2026 г.
Метаном ЕК не ограничилась. В 19м пакете санкций расширен запрет на импорт сжиженных углеводородных газов (СУГ). Импорт СУГ из России ЕС закрыл в 12м пакете в 2023 г., но в силу этот запрет вступил только в конце 2024 г. Запрет распространяется на большинство видов СУГ (сжиженные пропан и бутан, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен), но не на все. ЕК сообщила, что ряд стран ЕС сообщали, что эта лазейка использовалась для обхода существующих ограничений на импорт российских СУГ в ЕС. Так, в сентябре 2025 г. Польша жаловалась, что бутан и изобутан, которые используются в основном в качестве сырья для производства других продуктов нефтехимии, продолжают поставляться в ЕС.
Сейчас это исключение частично отменяется:
- в отношении товаров, подпадающих под код CN 2901 10 00 (насыщенные ациклические углеводороды – этан, бутан, изобутан), вводится запрет на импорт из России в ЕС,
- дана отсрочка до 25 января 2026 г. по контрактам, заключенным до 24 октября 2025 г., или допсоглашениям, необходимым для исполнения таких контрактов,
- Венгрия получила дополнительную отсрочку – с 26 января 2026 г. по 25 июля 2026 г. для нее продлевается исключение, но с условием, что поставляемые СУГ предназначены исключительно для использования внутри страны, а продукция, полученная из этого сырья, не может экспортироваться (на аналогичных условиях Венгрия импортирует российскую нефть).
Нефтяные ограничения
В 19м пакете санкций ЕС вводится полный запрет на транзакции для Роснефти и Газпром нефти. Это реализовано в виде отмены исключения для импорта нефти и газа Роснефти и Газпром нефти в ЕС, а также с Транснефтью.Напомним, что санкции ЕС запрещают импорт российской нефти в ЕС, но для ряда стран, не имеющих выхода к морю, было сделано исключение для поставок российской нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба. На данный момент это исключение сохраняется для 2 стран - Венгрии и Словакии.
Особых проблем санкции ЕС для венгерской MOL (владеет НПЗ в Венгрии и Словакии) этот запрет вряд ли окажет, поскольку основным российским поставщиком у компании является ЛУКОЙЛ. Bloomberg ранее писал, что ЕС, симметрично с США, рассматривал санкции против Роснефти и ЛУКОЙЛа, но, вероятно, такая инициатива не была пропущена Венгрией. Впрочем, даже к такому раскладу MOL готова – когда Украина запретила транспортировать нефть ЛУКОЙЛа по своей территории, была реализована другая схема поставок. Венгерская компания договорилась о переносе точки сдачи нефти с границ Украины с Венгрией на границу Белоруссии и Украины, т.е. по украинскому участку для транзита поступает нефть не ЛУКОЙЛа, а MOL.
ЕК напомнила, что импорт нефти по МНП Дружба из третьих стран, таких как Казахстан, а также транспортировка нефти, соответствующей потолку цен на нефть, в третьи страны не подпадают под ограничения.
Также ЕС продолжает практику введения вторичных санкций за покупку российской нефти. Под санкции попали 2 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) и нефтетрейдер, зарегистрированные в Китае:
- Liaoyang Petrochemical Company – независимый НПЗ мощностью около 300 тыс. барр./сутки нефти в г. Ляоян провинции Ляонин,
- Shandong Yulong Petrochemical Co., Ltd. – еще один независимый НПЗ в г. Яньтай провинции Шаньдун мощностью около 300 тыс. барр./сутки,
- Chinaoil (Hong Kong) Corporation Limited – китайская компания, базирующаяся в Гонконге дочка PetroChina, являющаяся крупным покупателем нефти российского происхождения.
Российские компании под санкции
Под санкции попал ряд российских компаний, в т.ч. нефтяных и судостроительных, производителей оборудования, трейдеров:- ЕС ввел ограничения в отношении Litasco Middle East DMCC, дочки ЛУКОЙЛа в ОАЭ. В качестве обоснования называется причастность компании к транспортировке российской нефти в обход действующих ограничений ЕС. В частности, речь идет об эксплуатации и закупке морских судов,
- на аналогичном основании санкции введены в отношении Волготанкера (Самара), который занимается перевозками нефтеналивных грузов из речных портов Волго-Камского бассейна,
- санкции введены против Дальневосточного морского пароходства (ДВМП, FESCO) – одна из крупнейших транспортно-логистических компаний России и крупнейший портовый контейнерный оператор на Дальнем Востоке, осуществляет портовые операции и интермодальные перевозки морским, железнодорожным и автомобильным транспортом генеральных, химических и нефтяных грузов,
- вслед за США ЕС ввел санкции против ССК Звезда, мотивировав это тем, что завод строит танкеры для экспорта нефти и СПГ из России, а одним из ее основных клиентов является Совкомфлот (СКФ). Основанием для введения санкций названо то, что ССК Звезда «ассоциируется с Совкомфлотом, который оказывает материальную и финансовую поддержку правительству РФ,
- из производителей оборудования под санкции попала ОДК-УМПО, дочка ОДК, разработчик линейки индустриальных двигателей АЛ-41СТ для газоперекачивающих агрегатов,
- из нефтяных компаний под санкциями оказался Ядран-Групп – компания из республики Татарстан, специализирующаяся на добыче, переработке и продаже нефти и нефтепродуктов. В 2023 г. компания предложила реализовать комплексный проект в республике Коми, включающий расконсервацию старых нефтяных скважин, переработку нефтяных шламов и строительство мини-НПЗ.
Борьба с «теневым флотом»
Также ЕС продолжил давить на танкерный флот, перевозящий российскую нефть и нефтепродукты в обход западных ограничений, в т.ч. потолка цен. ЕС активно борется с выстраиваемой РФ альтернативной экосистемой морских перевозок, которая сильно бьет по европейским судовладельцам. В рамках такого противодействия России ЕС называет используемый для перевозки российской нефти флот танкеров «теневым» и обвиняя в небезопасном судоходстве.В 19й пакет санкций ЕС включены 117 дополнительных судов, но 4 судна из-под санкций были исключены. Из-под санкций выведены 2 судна-тяжеловоза Audax (IMO 9763837) и Pugnax (IMO 9763849), танкер-продуктовоз Pier (IMO 9273442) и Page (IMO 9275763, ныне Blage), вероятно, в связи со сменой владельцев.
В результате общее число судов под санкциями ЕС в связи с Россией выросло на 113 и достигло 557.
Среди наиболее заметных танкеров в санкционном списке:
- под санкции попали очередные танкеры-«Проспекты», которые строились для СКФ, – к Voyager (бывший Проспект Вернадского), Лиговскому и Восточному проспекту добавились Невский проспект (IMO 9256054) и Литейный проспект (IMO 9256078),
- остальные суда малоизвестны, многократно сменявшие имена и флаги, часть из которых связана с СКФ или Роснефтью – пример Indus 1 (IMO 9360415, флаг Палау, ex. Kallos, ex. Aida, ex. Hafnia Hope, ex. Mount Hope), Bobcat (IMO 9422457, флаг Коморских о-вов, ex. Blossom, ex. SCF Baikal, SCF Vankor), Belomor (IMO 9384435, ex. JI LI I, ex. RN Arkhangelsk), Onega (IMO 9384459, ex. JI XIANG, ex RN Privodino)
- затронуты танкеры-бункеровщики и небольшие танкеры-продуктовозы, работающие на внутренней логистике – Gazpromneft Zuid East (IMO 9537109), Noyabrsk (IMO 8915550, ex. Gazpromneft Nord), Megion (IMO 9590137, ex. Gazpromneft NordWest, ex. Omega 2), Ryazan (IMO 8915548, ex. Gazpromneft Zuid) и Vanino (IMO 8724779), RN Sakhalin (IMO 9650016),
- есть и странности – Nikolay Anishchenkov (IMO 9942392) ЕС подозревается в перевозке нефти, хотя по факту относится к классу General dry cargo ship (т.е. судов для перевозки сухих генеральных грузов).
Также ЕС работает с государствами флага, чтобы убедиться, что реестры судов не позволяют этим танкерам ходить под их флагом, но для верности ввел санкции в отношении морских регистров, предоставляющих свои флаги для судов теневого флота. Под санкции попали регистраторы Aruba Maritime Administration & Offshore Company Registry (AMAOCR), International Maritime Ship Registry, MSTA-International Maritime Registries & Regulatory Inc., предоставляющие флаги, которые ЕС называет несуществующими (Aruba, Curaçao и Sint-Maarten).









