USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

7 мин
868

Отложенное эмбарго на импорт СПГ, нефтяные ограничения и 117 «теневых» танкеров. ЕС ввел новый пакет санкций против России

Одновременно из-под санкций выведены 4 судна, в т.ч. 2 уникальных тяжеловоза Audax и Pugnax.

Отложенное эмбарго на импорт СПГ, нефтяные ограничения и 117 «теневых» танкеров. ЕС ввел новый пакет санкций против России

Москва, 23 окт - ИА Neftegaz.RU. 19й пакет санкций ЕС вступил в силу, закрепив сроки отказа от импорта российского сжиженного природного газа (СПГ), расширив давление на поставки нефти по МНП Дружба и по морю.
Новый пакет санкций опубликован в Официальном журнале ЕС 23 октября 2025 г. и вступил в силу (правда, сайт журнала после этого обвалился).

Меньше газа для Европы!

В новом пакете санкций ЕС продолжилась законодательная фиксация отказа от поставок российского газа в ЕС до конца 2027 г., как это заложено в дорожную карту плана REPowerEU, которую ЕК представила в мае 2025 г.

Законодательная реализация положений этой дорожной карты в ЕС идет сразу по 2 направлениям, что ЕК считает правильным, поскольку речь идет о разных инструментах и механизмах воздействия, которые друг друга не исключают:
  • Совет ЕС и Европарламент последовательно одобрили начало переговоров по проекту директивы ЕС, который предусматривает юридически обязывающий поэтапный запрет на импорт трубопроводного газа и СПГ из России до 1 января 2028 г. с 2 переходными периодами – краткосрочные контракты (на срок до 1 года), заключенные до 17 июня 2025 г., могут действовать до 17 июня 2026 г., а долгосрочные контракты (1 год и более) – до 1 января 2028 г. Также предусматриваются усиленные таможенные и разрешительные процедуры при импорте российского газа. Оба законодательных органа ЕС рассчитывают прийти к соглашению к концу 2025 г., чтобы окончательное принятие могло произойти как можно скорее после этого;
  • через санкционные меры ЕС в отношении России. 19й пакет санкций ЕС предусматривает запрет на импорт российского сжиженного природного газа (СПГ) с 1 января 2027 г. для долгосрочных контрактов и в течение 6 месяцев с момента вступления санкций в силу для краткосрочных контрактов, т.е. с 25 апреля 2026 г.

Метаном ЕК не ограничилась. В 19м пакете санкций расширен запрет на импорт сжиженных углеводородных газов (СУГ). Импорт СУГ из России ЕС закрыл в 12м пакете в 2023 г., но в силу этот запрет вступил только в конце 2024 г. Запрет распространяется на большинство видов СУГ (сжиженные пропан и бутан, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен), но не на все. ЕК сообщила, что ряд стран ЕС сообщали, что эта лазейка использовалась для обхода существующих ограничений на импорт российских СУГ в ЕС. Так, в сентябре 2025 г. Польша жаловалась, что бутан и изобутан, которые используются в основном в качестве сырья для производства других продуктов нефтехимии, продолжают поставляться в ЕС.

Сейчас это исключение частично отменяется:
  • в отношении товаров, подпадающих под код CN 2901 10 00 (насыщенные ациклические углеводороды – этан, бутан, изобутан), вводится запрет на импорт из России в ЕС,
  • дана отсрочка до 25 января 2026 г. по контрактам, заключенным до 24 октября 2025 г., или допсоглашениям, необходимым для исполнения таких контрактов,
  • Венгрия получила дополнительную отсрочку – с 26 января 2026 г. по 25 июля 2026 г. для нее продлевается исключение, но с условием, что поставляемые СУГ предназначены исключительно для использования внутри страны, а продукция, полученная из этого сырья, не может экспортироваться (на аналогичных условиях Венгрия импортирует российскую нефть).

Нефтяные ограничения

В 19м пакете санкций ЕС вводится полный запрет на транзакции для Роснефти и Газпром нефти. Это реализовано в виде отмены исключения для импорта нефти и газа Роснефти и Газпром нефти в ЕС, а также с Транснефтью.

Напомним, что санкции ЕС запрещают импорт российской нефти в ЕС, но для ряда стран, не имеющих выхода к морю, было сделано исключение для поставок российской нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба. На данный момент это исключение сохраняется для 2 стран - Венгрии и Словакии.

Особых проблем санкции ЕС для венгерской MOL (владеет НПЗ в Венгрии и Словакии) этот запрет вряд ли окажет, поскольку основным российским поставщиком у компании является ЛУКОЙЛ. Bloomberg ранее писал, что ЕС, симметрично с США, рассматривал санкции против Роснефти и ЛУКОЙЛа, но, вероятно, такая инициатива не была пропущена Венгрией. Впрочем, даже к такому раскладу MOL готова – когда Украина запретила транспортировать нефть ЛУКОЙЛа по своей территории, была реализована другая схема поставок. Венгерская компания договорилась о переносе точки сдачи нефти с границ Украины с Венгрией на границу Белоруссии и Украины, т.е. по украинскому участку для транзита поступает нефть не ЛУКОЙЛа, а MOL.

ЕК напомнила, что импорт нефти по МНП Дружба из третьих стран, таких как Казахстан, а также транспортировка нефти, соответствующей потолку цен на нефть, в третьи страны не подпадают под ограничения.

Также ЕС продолжает практику введения вторичных санкций за покупку российской нефти. Под санкции попали 2 нефтеперерабатывающих завода (НПЗ) и нефтетрейдер, зарегистрированные в Китае:
  • Liaoyang Petrochemical Company – независимый НПЗ мощностью около 300 тыс. барр./сутки нефти в г. Ляоян провинции Ляонин,
  • Shandong Yulong Petrochemical Co., Ltd. – еще один независимый НПЗ в г. Яньтай провинции Шаньдун мощностью около 300 тыс. барр./сутки,
  • Chinaoil (Hong Kong) Corporation Limited – китайская компания, базирующаяся в Гонконге дочка PetroChina, являющаяся крупным покупателем нефти российского происхождения.
Кроме того, в санкционном списке ЕС 12 компаний из Китая, еще 3 из Индии и 2 из Таиланда. Из китайских компаний в санкционный список ЕС также внесены Splendent Technologies, Jove HK Limited, China Purchasing Group (Chbay) Lingtong International Supply Chain Management Company Limited, Heilongjiang Karubis Trade Development Co., Ltd, Yiwu Vortex Import and Export Co., Ltd, Zhejiang Zhenhuan CNC Machine Tool Co., Ltd, Conti-Far Logistics Co. Ltd, Alice Components Co. Ltd, Hong Kong Park On Electronics Technology, Suzhou Ecod Precision Manufacturing Co., Ltd, Shandong Xinyilu International Trade Co, Yiwu City Duniang Trading Co.

Российские компании под санкции

Под санкции попал ряд российских компаний, в т.ч. нефтяных и судостроительных, производителей оборудования, трейдеров:
  • ЕС ввел ограничения в отношении Litasco Middle East DMCC, дочки ЛУКОЙЛа в ОАЭ. В качестве обоснования называется причастность компании к транспортировке российской нефти в обход действующих ограничений ЕС. В частности, речь идет об эксплуатации и закупке морских судов,
  • на аналогичном основании санкции введены в отношении Волготанкера (Самара), который занимается перевозками нефтеналивных грузов из речных портов Волго-Камского бассейна,
  • санкции введены против Дальневосточного морского пароходства (ДВМП, FESCO) – одна из крупнейших транспортно-логистических компаний России и крупнейший портовый контейнерный оператор на Дальнем Востоке, осуществляет портовые операции и интермодальные перевозки морским, железнодорожным и автомобильным транспортом генеральных, химических и нефтяных грузов,
  • вслед за США ЕС ввел санкции против ССК Звезда, мотивировав это тем, что завод строит танкеры для экспорта нефти и СПГ из России, а одним из ее основных клиентов является Совкомфлот (СКФ). Основанием для введения санкций названо то, что ССК Звезда «ассоциируется с Совкомфлотом, который оказывает материальную и финансовую поддержку правительству РФ,
  • из производителей оборудования под санкции попала ОДК-УМПО, дочка ОДК, разработчик линейки индустриальных двигателей АЛ-41СТ для газоперекачивающих агрегатов,
  • из нефтяных компаний под санкциями оказался Ядран-Групп – компания из республики Татарстан, специализирующаяся на добыче, переработке и продаже нефти и нефтепродуктов. В 2023 г. компания предложила реализовать комплексный проект в республике Коми, включающий расконсервацию старых нефтяных скважин, переработку нефтяных шламов и строительство мини-НПЗ.

Борьба с «теневым флотом»

Также ЕС продолжил давить на танкерный флот, перевозящий российскую нефть и нефтепродукты в обход западных ограничений, в т.ч. потолка цен. ЕС активно борется с выстраиваемой РФ альтернативной экосистемой морских перевозок, которая сильно бьет по европейским судовладельцам. В рамках такого противодействия России ЕС называет используемый для перевозки российской нефти флот танкеров «теневым» и обвиняя в небезопасном судоходстве.

В 19й пакет санкций ЕС включены 117 дополнительных судов, но 4 судна из-под санкций были исключены. Из-под санкций выведены 2 судна-тяжеловоза Audax (IMO 9763837) и Pugnax (IMO 9763849), танкер-продуктовоз Pier (IMO 9273442) и Page (IMO 9275763, ныне Blage), вероятно, в связи со сменой владельцев.

В результате общее число судов под санкциями ЕС в связи с Россией выросло на 113 и достигло 557.

В основном, в новом санкционном списке ЕС оказались исключительно нефтеналивные танкеры и танкеры-продуктовозы (танкеры-газовозы СПГ и специализированные суда под санкции на этот раз не попали). Напомним, что подсанционным судам запрещен заход в порты ЕС и получение услуг.
Среди наиболее заметных танкеров в санкционном списке:
  • под санкции попали очередные танкеры-«Проспекты», которые строились для СКФ, – к Voyager (бывший Проспект Вернадского), Лиговскому и Восточному проспекту добавились Невский проспект (IMO 9256054) и Литейный проспект (IMO 9256078),
  • остальные суда малоизвестны, многократно сменявшие имена и флаги, часть из которых связана с СКФ или Роснефтью – пример Indus 1 (IMO 9360415, флаг Палау, ex. Kallos, ex. Aida, ex. Hafnia Hope, ex. Mount Hope), Bobcat (IMO 9422457, флаг Коморских о-вов, ex. Blossom, ex. SCF Baikal, SCF Vankor), Belomor (IMO 9384435, ex. JI LI I, ex. RN Arkhangelsk), Onega (IMO 9384459, ex. JI XIANG, ex RN Privodino)
  • затронуты танкеры-бункеровщики и небольшие танкеры-продуктовозы, работающие на внутренней логистике – Gazpromneft Zuid East (IMO 9537109), Noyabrsk (IMO 8915550, ex. Gazpromneft Nord), Megion (IMO 9590137, ex. Gazpromneft NordWest, ex. Omega 2), Ryazan (IMO 8915548, ex. Gazpromneft Zuid) и Vanino (IMO 8724779), RN Sakhalin (IMO 9650016),
  • есть и странности – Nikolay Anishchenkov (IMO 9942392) ЕС подозревается в перевозке нефти, хотя по факту относится к классу General dry cargo ship (т.е. судов для перевозки сухих генеральных грузов).

Также ЕС работает с государствами флага, чтобы убедиться, что реестры судов не позволяют этим танкерам ходить под их флагом, но для верности ввел санкции в отношении морских регистров, предоставляющих свои флаги для судов теневого флота. Под санкции попали регистраторы Aruba Maritime Administration & Offshore Company Registry (AMAOCR), International Maritime Ship Registry, MSTA-International Maritime Registries & Regulatory Inc., предоставляющие флаги, которые ЕС называет несуществующими (Aruba, Curaçao и Sint-Maarten).

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK