Указ президента РФ от 12 октября 2025 г. №724 «О некоторых мерах экономического характера в топливно-энергетической сфере» размещен на портале официального опубликования правовых актов.
Акциз на паузе
Согласно указу, не признается подакцизным товаром:- дизельное топливо, полученное в результате смешения дизельного топлива, авиационного керосина и иных компонентов,
- в случае если оно произведено российскими организациями, не имеющими свидетельства о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и не имеющими производственных мощностей первичной или первичной и вторичной переработки нефти и/или газового конденсата стабильного.
Таким образом, в период с 1 октября 2025 г. до 1 мая 2026 г. акциз не будет взиматься с зимнего дизельного топлива, производимого не на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), а на иных площадках (например, мини-НПЗ или нефтебазах) путем смешения летнего дизеля с авиакеросином. Таким путем получаются морозостойкие сорта дизельного топлива с расширенными границами предельных температур фильтруемости и застывания.
В НК РФ подакцизным считается смешение товаров в местах их хранения и реализации, при котором получается подакцизный товар с более высокой ставкой, чем у товаров, используемых в качестве сырья. До 2020 г. Минфин РФ трактовал эту норму в том ключе, что смесь должна считаться подакцизной, если ставка на нее выше ставок на каждый подакцизный компонент. Но с 2020 г. позиция министерства поменялась - смесь стала считаться подакцизным товаром, если ставка на нее выше ставки хотя бы на один из нескольких подакцизных компонентов. Доначисление дополнительного акциза при выпуске зимнего дизтоплива путем компаундирования привело к тому, что его производство на нефтебазах и мини-НПЗ стало экономически невыгодным.
Указ президента от 12 октября 2025 г. временно отменяет акциз на зимний дизель получаемый путем смешения не на НПЗ. Эта мера повысит экономическую эффективность производства для более широкого круга производителей, позволит увеличить объем производства и насытить рынок на время ОЗП.
Мораторий на обнуление демпфера
Указом президента также устанавливается, что в период с 1 октября 2025 г. до 1 мая 2026 г. вводится мораторий на обнуление выплат по топливному демпферу.Согласно документу, расчет величины КДЕМП определяется без применения условия о допустимых отклонениях средних за налоговый период оптовых цен реализации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизтоплива класса 5 от величин ЦАБвр и ЦДТвр.
Напомним, что демпфирующий механизм стал дополнением к финальному витку большого налогового маневра, стартовавшему в 2018 г. Тогда налоговая нагрузка в нефтяном секторе начала переноситься с экспорта на внутренний рынок - экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам постепенно снижалась, что компенсировалось ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этих условиях привлекательность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок снизилась, что компенсировалось за счет демпфера - налогового вычета для НПЗ, защищающего внутренний рынок от вымывания доступных объемов топлива при выгодной для нефтяных компаний внешней конъюнктуре.
Конструкция демпфера следующая:
- если экспортные цены на бензин и дизельное топливо превышает условные внутренние (ЦАБвр и ЦДТвр), то государство компенсирует производителям часть этой разницы, а в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет,
- демпфер обнуляется, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (индикативная цена в 2025 г. составляет 60 450 руб./т для бензина и 57 200 руб./т для дизтоплива, т.е. биржевые цены не должны подниматься выше 66 495 руб./т и 68 640 руб./т соответственно).
В правительстве РФ рассматривалась возможность корректировки демпфера, так, предполагалось, что диапазон отклонения от индикативных цен для бензина и дизельного топлива может вырасти на 5 п.п. или даже на 10 п.п. Однако нефтяные компании настаивают, что демпфер требует более существенной донастройки и большей гибкости. Так, предлагалось наделить правительство РФ правом на приостановку обнуления выплат в условиях форс-мажорных обстоятельств.
- до конца 2025 г. действует запрет на экспорт бензина для всех участников рынка (производителей и непроизводителей),
- с 1 октября 2025 г. вступил в силу запрет для непроизводителей на экспорт дизельного топлива, а также судового топлива и прочих газойлей.