Об этом 10 сентября 2025 г. сообщила Российская газета (РГ) со ссылкой на соответствующий документ.
Топливо без тормозов?
РТС в своем письме предлагает ограничивать рост розничных цен на топливо по широкому композитному индексу, а не по индексу потребительских цен (ИПЦ - рассчитываемый Росстатом показатель, по сути отражающий потребительскую инфляцию). РТС отмечает, что ИПЦ считается по 800 позициям, подавляющее большинство из которых не формирует себестоимость на предприятиях топливообеспечения. Основными ценообразующими факторами для таких предприятий являются налоговая нагрузка, в т.ч. рост акцизов на топливо, фонд оплаты труда, тарифы транспорта и ЖКХ, стоимость кредитов, ремонта и модернизации производств.Предлагаемый РТС композитный индекс, помимо потребительской инфляции, будет учитывать еще ряд факторов:
- налоговую и кредитную нагрузку отрасли,
- динамику минимальной и средней зарплаты,
- увеличение тарифов,
- рост стоимости обновления основных средств (модернизация, ремонты, кадровая ротация и пр.).
Одним из основных факторов, усложняющих ситуацию для розницы, является рост акцизов - в 2025 г. акцизы на бензин и дизельное топливо выросли на 13,5% и 16,3% соответственно, что означает рост розничных цен на них примерно на 1,5 руб./л (без НДС) или рост стоимости эксплуатационных расходов АЗС темпами примерно 15%/год, которые сейчас составляют не менее 8 руб./л.
Если суммировать только указанный в письме РТС сверхинфляционный рост ценообразующих факторов для предприятий топливообеспечения, то бензин и дизельное топливо на АЗС в 2025 г. должны были подорожать почти на 15% без учета потребительской инфляции. Данные Росстата показывают, что розничные цены на топливо растут медленнее, чем должны по расчетам РТС, но уже 7 недель подряд опережают инфляцию. За неделю по 8 сентября 2025 г., розничные цены на бензин в России с начала года выросли на 7,2%, на дизтопливо - на 2,3% при 4,03% инфляции (данные Росстата охватывают порядка 1800 АЗС в 279 городах или около 7% АЗС в России).
Смысл предложения РТС в том, чтобы позволить розничным ценам на бензин и дизтопливо расти выше потребительской инфляции без повышенного внимания со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В настоящий момент законодательно рост цен на АЗС в пределах потребительской инфляции не закреплен, но цель такая поставлена регулятором. Там, где подорожание выходит за эти рамки, гарантировано внимание надзорных служб.
Между тем, ограничение темпов роста розничных цен уровнем инфляции в условиях резких скачков биржевых цен, увеличения затрат на логистику, роста тарифов и налоговой нагрузки, негативно сказывается на рентабельности розничных продаж топлива, в первую очередь, бензина. В наибольшей степени это критично для независимых АЗС, не имеющих широких возможности для маневра, как у вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Хотя договоренности о сдерживании розничных цен распространяются только на ВИНКи, но работая в конкурентной рыночной среде, независимые АЗС оказываются в сложном положении.
По итогам заседания штаба по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов 14 августа 2025 г. А. Новак поручил ФАС и Минэнерго продолжить мониторинг маржинальности автозаправочных станций. Рассматривались ли предложения РТС на этом заседании или в каком-либо другом контексте, РГ не уточняет. Издание добавляет, что А. Новак поручил проработать предложения РТС, это поручение адресовано Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину, ФАС и Росстату.
Протокол Козака и зачем он нужен?
Договоренности между правительством РФ и ВИНКами о сдерживании розничных цен сложились в 2018 г. Тогда стартовал финальный виток большого налогового маневра, в рамках которого налоговая нагрузка в нефтяном секторе начала переноситься с экспорта на внутренний рынок. Экспортная пошлина по нефти и нефтепродуктам постепенно снижалась вплоть до обнуления в 2024 г., что компенсировалось ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Фактически это означало, что российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) оказались в тех же условиях, что и покупатели российской нефти за рубежом, а привлекательность поставок нефтепродуктов на внутренний рынок для НПЗ резко снизилась.Чтобы избежать оголения внутреннего рынка нефтепродуктов в 2019 г. был введен демпфирующий механизм - налоговый вычет, который предоставляется НПЗ в случае, если экспортные цены превышают внутренние. Демпфер предполагает, что государство компенсирует нефтяным компаниям часть разницы между экспортными ценами и внутренними в случае привлекательной экспортной альтернативы, а в противном случае нефтяные компании перечисляют часть прибыли в бюджет. Демпфер может и обнуляться, если в среднем за месяц оптовые цены на бензин и дизтопливо превышают индикативные цены более чем на 10 и 20% соответственно (индикативная цена в 2025 г. составляет 60 450 руб./т для бензина и 57 200 руб./т для дизтоплива). Это происходило в октябре 2023 г. и может повториться по итогам августа 2025 г., когда биржевые цены на бензин резко росли на новостях о внеплановых ремонтах на НПЗ даже несмотря на экспортное эмбарго для производителей нефтепродуктов.
В период до запуска демпфера в 2019 г. внутренний топливный рынок в России резко лихорадило, что потребовало принятия мер ручного регулирования со стороны правительства. В ноябре 2018 г. было подписано соглашение между правительством и нефтяными компаниями о фиксации оптовых цен на бензин и дизтопливо до конца 2018 г., и об индексации не выше инфляции в 2019 г. Это соглашение было зафиксировано в протоколе по итогам совещания с нефтяными компания, который по имени тогдашнего вице-премьера по ТЭК получил негласное название «протокол Козака». В июне 2019 г. правительство решило не продлевать соглашение о заморозке цен на топливо, посчитав, что рост его стоимости в пределах инфляции обеспечит демпфирующий механизм. Однако установка на поддержание в рознице роста цен на бензин и дизтопливо в пределах инфляции сохранилась, этот ориентир сейчас поддерживают Минэнерго и ФАС.
Нужно решать системно!
Инициативу РТС по введению композитного индекса как ориентира для сдерживания розничных цен на АЗС прокомментировал зампред Комитета Госдумы по энергетике Ю. Станкевич, назвав ее разумной, но недостаточной для полной стабилизации ситуации в рознице, т.к. здесь требуются системные меры.Тезисы от Ю. Станкевича:
- игнорирование объективных экономических сигналов приводит к разбалансировке ситуации на топливном рынке, локальные проблемы переходят в фазу перманентного кризиса,
- расширение параметров, учитываемых при обосновании роста цен на АЗС, позволит в моменте улучшить рентабельность топливного ритейла, но кардинально ситуацию не изменит,
- первопричина - в отсутствии де-юре на федеральном уровне целеполагания, стратегического видения о необходимой стране сети АЗС,
- заправки в системе ВИНК выживают за счет синергии от разных источников дохода, тогда как независимые АЗС, не имея возможности гарантированно хеджировать риски, попадают в ловушку обстоятельств, от роста налогов до логистических проблем,
- вопрос подготовки самостоятельной стратегии развития розничной сети АЗС будет поднят в Госдуме на ближайшем правительственном часе с участием А. Новака [отсутствие стратегического документа по АЗС выглядит крайне странно, особенно на фоне недавнего утверждения концепции развития рынка газомоторного топлива - прим. ред.].