Об этом 2 сентября 2025 г. заявило Управление по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC) и Госдеп США.
Ирак или Иран?
По заявлениям Госдепа и OFAC, санкции вводятся против сети компаний и судов, которые участвуют в контрабанде иранской нефти. Для реализации такой контрабанды нефть из Ирана выдавалась за нефть, происходящую из Ирака, путем смешения в ходе операций перевалки борт-в-борт (STS) с танкера на танкер в Персидском заливе или в иракских портах. Попавшие под санкции суда активно участвовали в операциях STS в т.ч с участием судов, уже включенных в санкционные списки США и относящихся к теневому флоту Ирана, а сами перевалки, осуществлялись «небезопасно» - в ночное время, с подменой данных автоматической идентификационной системы (AIS) или с пробелами в данных AIS о местоположении. В результате этих операций иранская нефть, смешанная с иранской, намеренно маркировалась как исключительно иракская.OFAC считает, что организатором сети является Валид аль-Самарраи (гражданин Ирака и Сент-Китс и Невис). Деятельность сети, по оценкам управления, приносит около 300 млн долл. США/год дохода как Ирану, так и самим участникам сети и их партнерам.
Тезисы от С. Бессента:
- Ирак не может стать убежищем для террористов,
- поэтому США работают над тем, чтобы противостоять влиянию Ирана в стране,
- мы по-прежнему выступаем за поставки нефти без участия Ирана и будем продолжать наши усилия, чтобы помешать Тегерану обходить санкции США.
Кто под санкциями?
Санкции США введены против Валида аль-Самарраи (гражданин Ирака и Сент-Китс и Невис), которого США считают организатором сети контрабанды иранской нефти под видом иракской. Также под санкции попали 7 компаний, зарегистрированных ОАЭ и на Маршалловых о-вах, составляющих саму сеть, а также 9 принадлежащих им танкеров.В список SDN добавлены:
- Babylon Navigation DMCC (Дубай, ОАЭ), занимающаяся морскими и каботажными грузовыми перевозками, и связанные с ней 5 компаний с Маршалловых о-вов Keely Shiptrade Limited, Keely Shiptrade Limited, Odiar Management S.A., Panarea Marine S.A., Topsail Shipholding Inc., Tryfo Navigation Inc.,
- Galaxy Oil FZ LLC (Дубай, ОАЭ), которую OFAC называет основным трейдером сети,
- 9 танкеров, связанные с Babylon Navigation DMCC:
- 5 нефтеналивных танкеров - Adena (IMO 9254862, флаг Либерии), Alexandra (IMO 9273260, флаг Либерии), Camilla (IMO 9254850, флаг Либерии), Delfina (IMO 9256248, флаг Либерии) и Liliana (IMO 9297905, флаг Либерии);
- 4 танкера продуктовоза/химовоза - Bellagio (IMO 9299446, флаг Либерии), Bianca (IMO 9259927, флаг Либерии), Paola (IMO 9299458, флаг Либерии), Roberta (IMO 9237008, флаг Либерии).
Не первая, не последняя...
Схемы экспорта подстанционной нефти путем ее смешения с нефтью из других источников существуют не первый год и широко распространены. Один из ярких примеров - появление различных смесей и блендов весной 2022 г., когда крупные нефтетрейдеры начали публично отказываться от работы с российской нефтью, но официальных санкций еще не случилось. Моментально сложились схемы со смещением российской нефти с нефтью из других источников в латвийском Вентспилсском порту, на рынке появилась латвийская смесь, потом туркменская смесь и др. Однако эти схемы были достаточно быстро свернуты на фоне ряда громких скандалов, а также после выхода разъяснений от ЕК о том, что эмбарго на российскую нефть будет распространяться и на смеси. На смену этим схемам пришла полноценная переориентация логистики российской нефти на рынки Китая, Индии и др. стран с использованием танкеров-накопителей в Средиземном море и с прямыми поставками.Сейчас санкции введены против еще одной сети, что указывает на то, что подобная схема продолжает использоваться и остается достаточно популярной.