Соответствующая генеральная лицензия (GL 124) опубликована на сайте Управления по контролю за иностранными активами Минфина США (OFAC).
Бессрочное исключение, но не для всех
Согласно GL 124:- разрешает предоставление нефтяных услуг, связанных с проектами КТК и ТШО,
- все операции, запрещенные постановлением от 10 января 2025 г., разрешены,
- исключение - проведение каких-либо операций с лицами, находящимися под санкциями США против России «за вредную иностранную деятельность» [Транснефть, являющаяся одним из акционеров КТК, находится под санкциями США - прим. ред.],
- такие операции запрещены за исключением случаев, когда это разрешено отдельно.
Напомним, что в масштабном пакете санкций против России, введенных перед уходом администрации Д. Байдена 10 января 2025 г., в т.ч. был введен запрет на предоставление услуг американских нефтяных компаний лицам, находящимся в РФ.
OFAC тогда поясняло, что запрет касается услуг, связанных с разведкой, бурением, заканчиванием скважин, добычей, переработкой, хранением, обслуживанием, транспортировкой, приобретением, продажей нефти и нефтепродуктов, а также любых видов деятельности, которые дают возможности России разрабатывать месторождения углеводородов, поддерживать или расширять внутреннюю добычу углеводородного сырья и переработку.
Запрет вступил в силу 27 февраля 2025 г., но КТК, ТШО и Сахалин-2 получили временные исключение из-под действия новых санкций.
OFAC выпустил генлицензию (GL 121), разрешающую оказание нефтесервисных услуг, в т.ч. связанных с транспортировкой нефти, этим проектам на срок до 28 июня 2025 г.
Сейчас это исключение из-под стало бессрочным, но касается только КТК и ТШО.
Получит ли проект Сахалин-2 постоянное или временное исключение из-под санкций на период после 28 июня, неясно.
Кому дается исключение?
Трубопроводная система КТК (МНП Тенгиз - Новороссийск протяженностью 1511 км) соединяет нефтяные месторождения запада Казахстана (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) и российские месторождения на шельфе Каспия с морским терминалом в пос. Южная Озереевка неподалеку от г. Новороссийск.По этому маршруту транспортируется более 2/3 всей экспортной нефти Казахстана, в основном, это сырье, добываемое операторами соглашений о разделе продукции (СРП) с участием американских компаний на ключевых месторождениях Казахстана.
Также американские Chevron и ExxonMobil являются акционерами КТК.
Акционеры КТК:
- федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Транснефти (доверительное управление) - 24%,
- КТК Компани - 7%,
- КазМунайГаз (КМГ) - 19%,
- Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%,
- Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%,
- LUKARCO B.V. - 12,5%,
- Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%,
- Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%,
- BG Overseas Holdings Limited - 2%,
- Eni International N.A. N.V. S.ar.l. - 2%,
- Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.
Только одна Chevron в 2024 г. прокачала по КТК 26,8 млн т, что составляет около 20% общемировой добычи американской корпорации.
Тенгизское месторождение разрабатывается на основании СРП, его участники:
- Chevron - 50%,
- ExxonMobil - 25%,
- КМГ - 20%,
- ЛУКОЙЛ - 5%.
В эксплуатации находится с 1991 г., его мощности наращивались по мере развития экспортной инфраструктуры, в т.ч. запуска КТК.
В январе 2025 г. на месторождении Тенгиз добыта первая нефть по Проекту будущего расширения (ПБР), в т.ч. завод третьего поколения (ЗТР) по подготовке нефти.
Это привело к резкому росту добычи нефти в Казахстане и систематическому превышению обязательств страны в рамках ОПЕК+.
После выхода всех производственных объектов ПБР на полную мощность ожидается, что общий объем добычи нефти на Тенгизе вырастет на 12 млн т/год и составит порядка 40 млн т/год.