USD 78.1856

+0.23

EUR 90.9716

+0.41

Brent 69.65

+0.05

Природный газ 3.535

+0.01

, Обновлено 17 апреля 08:37
5 мин
2831

GHOST act. Сенаторы США предложили создать фонд для борьбы с теневым флотом, перевозящим российскую нефть

Танкеры и нефть предлагается конфисковывать, а вырученные средства направлять на погашение госдолга США.

GHOST act. Сенаторы США предложили создать фонд для борьбы с теневым флотом, перевозящим российскую нефть

Москва, 10 апр - ИА Neftegaz.RU. Сенаторы США подготовили законопроект, предусматривающий создание фонда по борьбе с «танкерами-призраками», перевозящими российскую и иранскую нефть.
Об этом 9 апреля 2025 г. сообщила одна из авторов законопроекта - Д. Эрнст.
Сам законопроект, по американской традиции, носит громкое название - о Глобальной охоте за офшорной контрабандой и незаконной торговлей (Global Hunt for Offshore Smuggling and Trafficking - GHOST, с англ. «призрак»).

Фонд против теневого флота

Сенаторы Д. Эрнст (республиканка) и Р. Бюменталь (демократ) представили в Конгрессе законопроект, который предполагает создание фонда по контролю за соблюдением санкций в отношении России и Ирана.
Суть предложений:
  • законопроект нацелен на торговые суда, нарушающие санкции США, и предоставляет правоохранительным органам средства для ареста и конфискации российских активов,
  • при Минфине США предлагается создать Фонд по обеспечению соблюдения санкций в отношении России (Russian Sanctions Enforcement Fund),
  • задачей фонда будет обеспечение соблюдения санкций танкерами, которые используются для перевозки российской нефти в обход санкций, а именно - потолка цен, установленного G7 и их союзниками на уровне 60 долл. США/барр.,
  • фонд также призван обеспечить соблюдение санкций в отношении судов, которые перевозят нефть из Ирана,
  • первоначально фонду разрешается выделить 150 млн долл. США для оплаты расходов, связанных с арестами и конфискацией имущества, средства предоставляются на 2025 финансовый год и будут доступны до тех пор, пока не будут израсходованы,
  • в дальнейшем, если на конец финансового года сумма в фонде превысит 150 млн долл. США, то сумма в размере этого превышения должна быть направлена Минфину для выплаты госдолга США,
  • любая нефть, конфискованная США, будет продаваться, а средства, вырученные от продажи, в конечном итоге помогут погасить госдолг США,
  • также прилагается учредить центр по координации экспортного контроля, которым будет управлять Министерство внутренней безопасности США.
В сообщении на странице Д. Эрнст отмечается, что Россия использует «флот-призрак» для транспортировки 70% своего экспорта морской нефти и финансирования своей экономики.
Аналогичным образом работает и Иран, обеспечивая транспортировку своей и российской нефти по всему миру, в т.ч. в Китай.
Предложенный двухпартийные законопроект позволил бы расширить возможности США по пресечению работы торговых сетей, которые позволяют России и Ирану обходить санкции.

Тезисы от Д. Эрнст:
  • Россия продолжает свои злонамеренные действия, используя «флот-призрак», чтобы обойти санкции США, обогатить свою военную машину и даже способствовать контрабанде иранской нефти,
  • закон расширит возможности обмена разведданными и предоставит правоохранительным органам инструменты для борьбы с «незаконными» торговыми сетями,
  • помимо того, что этот законопроект помешает России подрывать законодательство США,
  • также законопроект позволит США использовать конфискованные активы и погасить собственный долг.
Тезисы от Р. Блюменталя:
  • необходимо принять срочные меры, чтобы пресечь деятельность российского «флота-призрака»,
  • наш двухпартийный законопроект направлен на то, чтобы помочь остановить незаконные сети В. Путина - немаркированные теневые суда, перевозящие российскую нефть и другие продукты, - которые обходят санкции,
  • эта мера усилит наш экспортный контроль.

Что не так?

Перспективы принятия законопроекта неоднозначны, хотя, как пишет Reuters, многие законодатели из обеих партий согласны с мерами в отношении России и Ирана.
Даже если законопроект успешно пройдет Конгресс и будет подписан президентом США Д. Трампом, то механизмы его применения неочевидны.

Складывается также впечатление, что борьба с экспортом нефти из Ирана более важна для Д. Трампа, чем с российской нефтью.
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) также обновило свои руководящие принципы для морского сектора.
Новые рекомендации направлены на то, чтобы предупредить судоходные компании, страховщиков и брокеров о правовых и финансовых рисках прямого или косвенного участия в торговле сырой нефтью с Ираном.
С помощью этих мер правительство США стремится еще больше закрыть каналы, по которым иранская сырая нефть попадает на международные рынки.
Ужесточая санкции против Ирана, Д. Трамп давит на Китай.
Китай играет ключевую роль в противостоянии Ирана с США.
Несмотря на американские ограничения, китайцы остаются основным покупателем иранской сырой нефти, умело обходя санкции.
По мнению аналитика А. Ди Джакомо:
  • разработаны альтернативные финансовые механизмы, которые избегают использования доллара США, включая местные валюты, бартерные сделки и параллельные банковские сети;
  • эта стратегия позволяет Китаю поддерживать потоки нефти, не подвергая себя полностью экономическим санкциям США.
Санкции обоюдоострое оружие, поскольку также имеют широкие последствия для мирового энергетического рынка:
  • влияют на цены на нефть и увеличивают энтропию в регионах, зависящих от импортируемой нефти;
  • усиливают геополитическую напряженность на Ближнем Востоке, где столкнулись интересы Ирана, Израиля и США.
Общий размер теневого флота и число танкеров, задействованных в перевозках российской нефти, неизвестны.
Trafigura оценивает теневой флот танкеров, перевозящих российскую нефть, в 650 судов, Gunvor - в 300-400 судов.
S&P Global в ноябре 2024 г. приводила оценку на уровне 586 судов для перевозки российской нефти при общем размере теневого флота в 889 танкеров, еще 155 танкеров контролирует Иран.
Суда, приписываемые к теневому флоту, многократно меняли свои имена и владельцев, активно участвуют в перевалке нефти борт в борт в море, что затрудняет их отслеживание и идентификацию нефти.

Возможная конфискация танкеров и их грузов также представляется очень неоднозначной мерой.
Иран сталкивается с арестом его танкеров и конфискацией нефти регулярно, отвечая на это симметричными задержаниями, что не способствует спокойствию судоходства в Ормузском проливе - одном из ключевых маршрута экспорта ближневосточной нефти.
Россия с конфискацией танкеров пока не сталкивалась, если не считать ситуации с Eventin, который в марте 2025 г. был задержан Германией как часть российского теневого флота.
Судно под флагом Панамы следовало из порта Усть-Луга, но была ли нефть уже собственностью покупателя, неизвестно (на борту судна было почти 100 тыс. т нефти стоимостью примерно 40 млн евро).

Предложение о создании структуры, следящей за теневым флотом, уже озвучивалось на уровне Коалиции по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд присоединившихся стран), установившей потолок цен на российскую нефть.
Однако, по данным Bloomberg, в марте 2025 г. США во время подготовки к встрече глав МИД G7 заблокировали предложение Канады о создании структуры, которая будет отслеживать теневой флот.
Зато с инициативой борьбы с теневым флотом выступили американские сенаторы, мотивировав это опасностью такого флота и необходимостью гасить госдолг США.
Однако даже если их инициатива пройдет, то сумма, вырученная от продажи потенциального нефтяного конфиската, будет незначительной по сравнению с огромным госдолгом Штатов в 36 трлн долл США.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK