Об этом Транснефть заявила 26 ноября 2024 г.
Нужна индексация!
Транснефть заверила, что в сложных геополитических условиях выполнит решение главного акционера (РФ в лице Росимущества владеет 78,55% в уставном капитале Транснефти).При этом компания обрисовала те сложности, которые ей предстоят в связи с увеличением до 40% налога на прибыль на 6 лет, предложив меры компенсации негативных последствий.
Тезисы от Транснефти:
- компания как ответственный налогоплательщик поддержит усилия Минфина по наполняемости бюджета РФ в сложных санкционных и геополитических условиях,
- Транснефть имеет важное инфраструктурное значение не только для ТЭК, но и для экономики страны, в целом:
- компания эксплуатирует 67 тыс. км магистральных трубопроводов, более 24 млн м3 резервуарных емкостей и более 500 перекачивающих станций,
- надежность и безопасность работы всей этой инфраструктуры обеспечивается за счет собственных средств,
- на сегодняшний день общий объем капвложений до 2029 г. должен был составить почти 2,2 трлн руб.,
- помимо масштабных инвестиций в развитие и безопасность инфраструктуры, Транснефть несет расходы на оплату труда более чем 120 тыс. работников,
- расходы на оплату электроэнергии для прокачки нефти и нефтепродуктов составляют 1,4% от всего электропотребления в РФ,
- компания имеет кредитные обязательства в размере 306,3 млрд руб. на 2025-2029 гг.;
- при тщательном изучении всех производственных, экономических и геополитических факторов к 2026 г. специалисты ожидают вынужденное ощутимое сокращение инвестпрограммы Транснефти:
- т.к. при налоге на прибыль в 40% и выплате в виде дивидендов 50% от оставшихся средств в бюджете компании останется только 25% от полученной прибыли,
- это гарантирует, что уже к 2026 г. у Транснефти следует ожидать дефицит денежных средств, приостановку реализации и отказ от крупных инвестпроектов, в т.ч. по капремонту и реконструкции,
- это окажет негативное влияние на целый спектр смежных производственных отраслей, в первую очередь, ТЭК;
- в качестве поддерживающей меры для обеспечения стабильной и надежной работы трубопроводной системы Транснефти и российской экономики в целом компания полагает справедливым установление индексации тарифов до 2030 г. с учетом предложений Минфина по повышению налога на Транснефть.
Транснефть напомнила о том, что значительная часть эксплуатируемой ею системы магистральных трубопроводов имеет солидный возраст, а финансовые результаты компании и без того находятся под давлением из-за снижения объемов транспортировки нефти.
Так, пик строительства магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов (МНП и МНПП) пришелся на 1960-1970е гг., что требует постоянного контроля трубопроводов и, в случае их обветшания, замены.
На текущий момент, при условии действующей ежегодной программы обновления, доля основных фондов труб, эксплуатируемых более 50 лет, составляет 15,2% и подлежит плановой замене.
К этому добавляется снижение объемов транспортировки нефти по системе Транснефти из-за внешнего давления на нефтетранспортную отрасль РФ, что ведет к сокращению выручки компании.
Транснефть, ее налог на прибыль и тарифы
В настоящее время налог на прибыль для Транснефти рассчитывается по общеустановленной ставке в 20%, а с 1 января 2025 г. она увеличится до 25%.Правительство РФ внесло в Госдуму подготовленный Минфином проект поправок в Налоговый кодекс (законопроект № 746277-8), в т.ч. предусматривающий повышение ставки налога на прибыль Транснефти до 40% в налоговых периодах 2025-2030 гг.
При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 23%, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Замглавы Минфина РФ А. Сазанов оценивал дополнительные поступления в бюджет от повышенной ставки налога на прибыль Транснефти в пределах 20-40 млрд руб./год.
В 1м чтении законопроект был принят в 12 ноября, во 2м и 3м чтениях - 26 ноября 2024 г.
Для компенсации негативного влияния от роста налоговой нагрузки Транснефть предлагает учесть повышенный налог на прибыль в индексации ее тарифов на ближайшие 6 лет.
Напомним, что в 2020 г. правительство РФ утвердило механизм индексации тарифов Транснефти на ближайшие 10 лет на базе принципа «инфляция-0,1%» (за базу берется прогнозируемый Минэкономразвития РФ уровень инфляции).
В конце октября 2024 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект распоряжения правительства РФ, согласно которому тарифы на услуги Транснефти по транспортировке нефти по МНП с 1 января 2025 г. должны повыситься на 5,8%.
Критикуя схему «инфляция-0,1%», Транснефть указывает, что из-за этого правила, за 2020-2024 гг. отставание темпов роста тарифов от фактической инфляции составило 46,7%, что также привело к значительным потерям в выручке.
Компания полагает справедливым установление индексации тарифов до 2030 г. с учетом предложений Минфина по повышению для нее налога на прибыль и складывающейся геополитической и экономический обстановки.