Об этом сообщила пресс-служба ФАС России.
Тезисы пресс-службы:
- антимонопольная служба выявила в действиях компании признаки нарушения, которые выразились в установлении экономически необоснованных розничных цен на бензин АИ-92 и АИ-95;
- при уменьшении биржевых цен на этот вид топлива в период с апреля по июнь 2024 г. компания не осуществляла снижение розничных цен, более того, наблюдалось их увеличение;
- таким образом, ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт устанавливало наиболее высокие розничные цены на бензин в сравнении с другими хозсубъектами;
- при установлении факта нарушения закона о защите конкуренции компании может быть назначен административный штраф или выдано предписание о перечислении полученного от противоправных действий дохода в федеральный бюджет.
Масштабные проверки цен на автомобильных заправочных станциях (АЗС) и возбуждение антимонопольных дел ФАС России начала в конце сентября 2023 г., когда власти начали принимать жесткие действия по недопущению топливного кризиса.
В конце июля 2024 г. вице-премьер РФ А. Новак поручил Минэнерго РФ и ФАС РФ отслеживать цены на топливо на АЗС и баланс маржинальности переработки, чтобы не допустить рост цен выше инфляции.
ФАС РФ этим летом уже сообщала о ряде выявленных нарушений со стороны нефтяных компаний на топливном рынке различных регионов России:
- 7 августа 2024 г. Удмуртское управление ФАС РФ выдало предписание компании ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт, дочке ЛУКОЙЛа, в связи с выявленным необоснованным завышением цен на дизельное топливо в Удмуртии;
- 24 июля 2024 г. антимонопольная служба выявила сговор об удержании высоких розничных цен на топливо в республике Тыва между 10 компаниями;
- 18 июля 2024 г. ведомство подтвердило, что ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт нарушило антимонопольное законодательство.
Ситуация на топливном рынке РФ
- власти России продлили запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 г.,
- решение было принято для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период сохраняющегося сезонного спроса и планово-предупредительных ремонтов (ППР), проводимых на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ);
- запрет на экспорт бензина из РФ уже действует с 1 марта по 31 августа 2024 г.,
- но, чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства, с 20 мая 2024 г. временный запрет на экспорт бензина для производителей был снят на период по 30 июня 2024 г., а затем этот срок был продлен по 31 июля,
- По дизельному топливу такой меры принято не было и сейчас не предполагается;
- рост биржевых цен на бензин наблюдается практически непрерывно с начала июня 2024 г., при этом АИ-95 дорожает опережающими темпами по сравнению с АИ-92 и дизтопливом;
- так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в июле цена бензина АИ-95 выросла на 16%, тогда как АИ-92 - на 5,4%, дизельного топлива - на 2,5%;
- максимум биржевых цен на АИ-95 по национальному индексу с начала 2024 г. был достигнут 24 июля на отметке 74,590 тыс. руб./т;
- 5 августа 2024 г. бензин АИ-95 на СПбМТСБ подешевел на 0,54%, до 72,955 тыс. руб./т;
- снижению биржевых цен в т.ч. способствовал восстановленный с 1 августа 2024 г. запрет на экспорт бензина, который будет продлен и на сентябрь-октябрь;
- однако проблема непропорционального роста биржевых цен на АИ-95 по сравнению с др. видами топлива является более системной;
- отраслевые ассоциации уже привлекали внимание А. Новака на несоответствие структуры производства бензинов структуре их потребления в России, а также на действия компаний-производителей:
- Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) обращал внимание на то, что доля бензинов АИ-95 (и выше) в общей корзине производства автомобильных бензинов 5 класса составляет более 45%, тогда как потребление бензинов этих марок в среднем по стране - около 57%,
- Ассоциация товарных брокеров (АТБ, объединяет крупных частных топливных трейдеров России) отмечает, что в период наиболее высокого спроса производители сокращают объемы биржевых продаж АИ-95, увеличивая продажу АИ-92, что приводит к резкому росту цен, но формально не является нарушением норматива биржевых продаж;
- 11 августа 2024 г. Минэнерго России сообщило, что Россия в настоящее время имеет внушительные запасы нефтепродуктов, достаточные для полного снабжения внутреннего рынка:
- объем бензина на складах составляет 2,03 млн т, а дизельного топлива - 3,31 млн т,
- отгрузки бензина на внутренний рынок в настоящее время превышают уровень 2023 г. на 5%, а отгрузки дизельного топлива - на 8%,
- при этом динамика изменения цен на дизельное топливо не превышает темпов инфляции.