Об этом ЕК сообщила 4 июля 2024 г.
Индивидуальные пошлины
По сообщению ЕК:- вводятся временные компенсационные пошлины на импорт из Китая электромобилей с аккумуляторами (battery electric vehicles, BEV),
- основываясь на расследовании по борьбе с субсидиями в Китае, ЕК устанавливает следующие пошлины:
- для 3 выбранных китайских производителей - 17,4% для BYD, 19,9% для Geely, 37,6% для SAIC,
- для других производителей BEV в Китае, которые сотрудничали в расследовании, но не проходили отбор, - средневзвешенная пошлина устанавливается в размере 20,8%,
- для других компаний, не сотрудничающих с ЕК, - 37,6%.
- временные пошлины будут действовать с 5 июля 2024 г. на максимальный срок в 4 месяца,
- предварительные пошлины предполагают предоставление банковских гарантий поставщиками, а фактическое взимание средств начнется после принятия окончательного решения,
- решение об окончательных пошлинах путем голосования государств-членов ЕС должно быть принято также в течение 4-месячного срока, начиная с 5 июля,
- в случае принятия этого решения пошлины станут окончательными сроком на 5 лет.
По сравнению со ставками, предварительно раскрытыми 12 июня 2024 г., временные пошлины были немного скорректированы в сторону уменьшения на основе комментариев относительно точности расчетов, представленных заинтересованными сторонами.
После обоснованного запроса один производитель BEV в Китае - Tesla - может получить индивидуально рассчитанную ставку пошлины на окончательном этапе.
Любая другая компания-производитель в Китае, не включенная в окончательную выборку, но желающая провести рассмотрение своей конкретной ситуации, может запросить ускоренный пересмотр.
Крайний срок для завершения такого обзора составляет 9 месяцев с момента запроса.
ЕС vs китайские субсидии
О расследовании в отношении китайских электромобилей глава ЕК У. фон дер Ляйен заявила 13 сентября 2023 г.Это решение было основано на растущих опасениях по поводу быстрого роста экспорта недорогих электромобилей из Китая в ЕС.
Официально расследование ЕК стартовало 4 октября 2023 г.
В ходе расследования ЕК пришла к следующим выводам:
- цепочка создания стоимости BEV в Китае извлекает выгоду из несправедливого субсидирования,
- это создает угрозу экономического ущерба производителям BEV в ЕС.
Переговоры на уровне глав торговых ведомств (переговоры вели исполнительный вице-президент ЕК В. Домбровскис и глава Минторга КНР Ван Вентао) и на техническом уровне.
ЕК также дает сигнал Китаю, что все еще сохраняется возможность договориться и урегулировать эту проблему в течение 4-месячного срока, отведенного на принятие окончательного решения странами ЕС.
В свою очередь, Китай считает, что введение доппошлин нарушает принципы рыночной экономики и правила международной торговли, подрывает торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и ЕС, а также глобальные автомобильные производственно-сбытовые цепочки, что в конечном итоге нанесет ущерб интересам самой Европы.
В качестве намека Госсовет КНР с 1 октября 2024 г. вводит новые меры, направленные на усиление контроля за добычей, разделением и торговли редкоземельными элементами, которые используются в т.ч. для производства электромобилей.
Напомним, что на долю Китая приходится порядка 60% добычи и более 90% всего мирового производства редкоземельных элементов.