Об этом 25 апреля 2024 г. сообщила пресс-служба правительства РФ.
Очередное совещание
25 апреля 2024 г. А. Новак провел совещание по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок железнодорожным транспортом.В период напряженной ситуации на российском топливном рынке, с осени 2023 г., А. Новак проводил совещания по ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов практически еженедельно.
На таких совещаниях рассматривалась ситуация на рынке в целом, включая ситуацию с перевозками нефтепродуктов по железным дорогам.
Предыдущее совещание прошло 10 апреля 2024 г., на нем в т.ч. РЖД и нефтяные компании представили информацию о ситуации с транспортировкой топлива на внутреннем рынке.
Сейчас совещание было отдельно посвящено поставкам нефтепродуктов по железной дороге, при этом уточняется, что встреча прошла в рамках инцидента «Поставки нефтепродуктов на внутренний рынок железнодорожным транспортом».
Совещание состоялось в Координационном центре правительства РФ с участием руководителей и представителей Минэнерго, Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Минсельхоза, Минтранса, Минфина, РЖД, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), Аналитического центра при правительстве и нефтяных компаний.
Что обсуждалось?
По сообщению правительства:- стороны обсудили поставки на внутренний рынок бензина и дизельного топлива с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) по железной дороге для удовлетворения спроса потребителей и соблюдение сроков поставки,
- по информации Минэнерго РФ:
- производство бензина и дизельного топлива в апреле стабилизировалось,
- поставки на внутренний рынок превышают объемы 2023 г.,
- экспорт снижен;
- динамика розничных цен на топливо на текущий период находится на уровне ниже инфляции.
По итогам совещания А. Новак поручил:
- нефтяным компаниям - представить в Минэнерго РФ и РЖД планы по отгрузке нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки на май для обеспечения возможности оперативного составления графиков их перевозки,
- ФАС - проанализировать случаи превышения розничных цен на АЗС над ценами мелкого опта в регионах Южного федерального округа, Сибири и Дальнего Востока и устранить диспаритет.
Что с РЖД?
Возможные риски, связанные с доставкой нефтепродуктов по ж/д, стали активно обсуждаться с начала марта 2024 г., после восстановления запрета на экспорт бензина на период с 1 марта по 31 августа 2024 г.Среди ключевых проблем назывались следующие:
- дефицит вагона-цистерн, что не позволит вывозить тот же объем при выросшем обороте, т.к. оборот вагона-цистерны на экспортных направлениях существенно ниже, чем на внутренних,
- пополнение парка вагонов-цистерн не поможет решить проблему, поскольку при забитой сети оно приведет только к дальнейшему росту оборота вагона,
- нецелевое использование цистерн - в качестве складов на колесах для нефтепродуктов,
- высокая загруженность сети РЖД и дефицит тяги,
- ухудшение технологической дисциплины на сети и системы управления движением,
- ЧС и теракты,
- строительные окна,
- необходимость пропуска мобилизационных грузов,
- строительные окна, смерзание угля и другие факторы.
Правительство РФ 20 марта 2024 г. дало поручение РЖД о повышении приоритета перевозки нефтепродуктов до 3й очереди, доставка бензина и дизельного топлива ускорилась.
На очередном совещании по ситуации на рынке нефтепродуктов 22 марта 2024 г. А. Новак поручил нефтяным компаниям и РЖД гарантировать непрерывную доставку нефтепродуктов и загрузку НПЗ, чтобы удовлетворить растущий весенний спрос.
РЖД уже 26 марта бодро отчиталась, что оперативно адаптировалась к изменению логистики доставки нефтепродуктов после введения запрета на экспорт отдельных видов топлива.
Так, был перестроен технологический процесс, перераспределены ресурсы для своевременной обработки поездов на станциях погрузки и выгрузки, идет плотное взаимодействие с нефтяными компаниями и владельцами вагон-цистерн.
Однако такая неожиданная оперативность РЖД привела к затовариванию нефтебаз, поскольку грузополучатели не успевают забирать топливо, ожидаемое в более поздние сроки.
19 апреля 2024 г. Ъ сообщил о том, что усилия правительства по быстрому вывозу бензина с НПЗ привели к тому, что теперь получатели не успевают забирать его с нефтебаз:
- Транснефть - Верхняя Волга предупредила о затоваривании резервуарных парков в Московском регионе,
- отклонения от утвержденных планов по наливу нефтепродуктов имеются на Володарской нефтебазе в г. Москва и наливной станции Солнечногорская в Московской области,
- из-за этого ограничивается прием топлива в систему магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) от других грузоотправителей,
- если отставание сохранится, то Транснефть - Верхняя Волга не сможет оперативно компенсировать в полном объеме накапливающийся недостающий объем топлива на конец месяца,
- затоваривание нефтебаз наблюдается не только в Московском регионе.