Об этом глава ФАС М. Шаскольский заявил 2 февраля 2024 г. на конференции Антимонопольное регулирование ценообразования на товарных рынках РФ.
Дело ФАС
Тезисы от М. Шаскольского:- топливный рынок является социально значимым,
- службой организован мониторинг цен на АЗС,
- проверяется экономическая обоснованность различных составляющих, которые включаются в конечную цену,
- последнее время было возбуждено 28 дел о нарушении антимонопольного законодательства в 19 регионах,
- по результатам большого комплекса мер, принятых правительством, цены сдерживаются и в розничном, и в оптовом сегментах.
Масштабные проверки цен на АЗС и возбуждение антимонопольных дел ФАС начала в конце сентября 2023 г. после того, как президент РФ В. Путин потребовал от правительства усилить работу с бизнесом, чтобы он тоже понимал свою ответственность за ситуацию с ценами на топливном рынке.
До этого правительство РФ в ответ на рост биржевых цен, рост серого экспорта и начавший складываться физический дефицит в ряде регионов, 21 сентября 2023 г. ввело запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива.
5 октября 2023 г. последовали системные меры:
- был убран понижающий коэффициент в формуле топливного демпфера,
- увеличен норматив биржевых продаж для бензина с 13 до 15%, дизельного топлива - с 9,5 до 12,5%,
- введена заградпошлина на экспорт всех нефтепродуктов для экспортеров-непроизводителей,
ФАС продолжает следить за ситуацией на топливном рынке, причем не только в розничном сегменте, но и в мелкооптовом.
Так, ФАС запросит у вертикальных интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) данные о разнице в динамике цен на бензин и дизельное топливо в оптовом и мелкооптовом сегменте в период с сентября 2023 г. по настоящее время.
Также ФАС отслеживает ситуацию с соблюдением нефтяными компаниями нормативов биржевых продаж.
31 января 2024 г. ФАС по итогам заседания Биржевого комитета сообщила, что с исполнением обязательных нормативов продаж у ВИНКов, а вот рекомендации по доппоставкам выполняют не все:
- в настоящее время ВИНКи соблюдают обязательные нормативы продаж,
- Минэнерго РФ ежемесячно доводит до нефтяных компаний рекомендации по дополнительным поставкам топлива на внутренний рынок, в т.ч. для реализации на бирже,
- однако в настоящее время ряд ВИНК не выполняет их в полном объеме, что может привести к нарушению критериев регулярности и равномерности реализации топлива на биржевых торгах,
- с учетом увеличившегося спроса на бензин, Биржевой комитет при ФАС РФ напомнил об ответственности за несоблюдение критериев и рекомендовал их соблюдать.
Кроме того, с учетом проведенного обсуждения на Биржевом комитете ФАС, Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) изменила критерии выявления недобросовестной торговли, в т.ч. с использованием торговых роботов.
На активизацию систем автоматизированного закупа на бирже пожаловались независимые участники рынка, дошло до того, что купить топливо на СПбМТСБ не смогла такая крупная независимая сеть АЗС как Нефтьмагистраль.
В результате СПбМТСБ стала считать нарушением многократную подачу заявок в период от секунды и меньше, указание в заявке цены, увеличивающей цену до установленного биржей предела, а также заключение договоров по 1 биржевому инструменту в большом объеме(300 т. и более и 35% и более от общего объема реализации).
Ситуация на топливном рынке
Минэнерго РФ 31 января сообщило, что ситуация с обеспечением топливом всех российских регионов стабильная и находится под контролем Штаба Минэнерго РФ.В январе 2024 г. по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.:
- увеличены отгрузки на внутренний рынок:
- автомобильного бензина - на 7% (на 150 тыс. т за 25 суток месяца),
- дизельного топлива - почти на 17% (на 490 тыс. т за 25 суток месяца),
- экспорт бензина и дизельного топлива сокращен на 37% и 23% соответственно;
- сформированы достаточные объемы запасов для стабильного и бесперебойного обеспечения внутреннего рынка:
- по бензину - 1,9 млн т, что на 16% выше чем в январе 2023 г.,
- по дизтопливу - 3,9 млн т, на 7% выше, чем в январе 2023 г.
Меры, которые Минэнерго РФ проводит совместно с нефтяными компаниями и транспортными организациями, направлены на компенсацию выпадающих объемов автомобильного бензина, вызванного внеплановыми ремонтами работам на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
В первую очередь, это касается ремонта установки каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтеза, НОРСИ), срок ее ремонта составит минимум 1-1,5 месяца.
НПЗ в Туапсе и Усть-Луге, пострадавшие от пожаров в результате ударов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), ориентированы на экспорт и ремонты на них не влияют на обеспечение внутреннего рынка моторными топливами 5 экологического класса.