С докладами выступили главы Министерств строительства и жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, промышленности и торговли, развития Дальнего Востока и Арктики И. Файзуллин, Н. Шульгинов, Д. Мантуров и А. Чекунков, а также председатель правления Газпрома А. Миллер.
Подготовка к ОЗП 2023/2024
О готовности энергетической инфраструктуры к работе в отопительный сезон доложил Н. Шульгинов, а коммунальной сферы - И. Файзуллин.Н. Шульгинов напомнил, что отопительный сезон характеризуется ростом электропотребления, ростом электрических нагрузок на генерирующее электросетевое оборудование, экстремальными погодными условиями с механическими воздействиями на электросетевую инфраструктуру, превышающими проектные нагрузки.
Это требует планирования и масштабной подготовки энергосистемы к прохождению зимних максимумов нагрузок.
Тезисы от Н. Шульгинова:
- в части накопления запасов топлива - все планы компаниями топливно-энергетического комплекса выполнены, подземные хранилища газа (ПХГ) заполнены до целевого уровня, гидроресурсы накоплены в достаточном объеме для прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок,
- обеспечена стабилизация внутрироссийских цен на уголь - цены демонстрируют небольшое снижение по отношению к аналогичному периоду 2022 г., закупки топлива были осуществлены по сниженной цене,
- в электросетевом комплексе и на объектах генерации завершается выполнение ремонтной программы, а также мероприятий по техперевооружению и реконструкции:
- всего на эти цели, за исключением нового строительства и модернизации, предприятиям энергетики в 2023 г. направлено порядка 330 млрд руб.,
- сформирован необходимый запас оборудования, запчастей, проводятся работы по обучению персонала и формированию дополнительных аварийных бригад;
- работы по подготовке тепловых сетей, обслуживаемых субъектами энергетики, генерирующего оборудования, которое обеспечивает выработку тепла, также выполнены в полном объеме:
- 5 ноября 2023 г. будут подведены итоги подготовки и выданы паспорта готовности - 505 компаний, 1010 объектов энергетики и 1200 территориальных сетевых организаций (ТСО), включая крупные компании, - объем выданных паспортов будет близок к 98%,
- по ТСО готовность будет ниже, мы продолжаем работу по консолидации сетевого комплекса,
- компании, которые не получат паспорта готовности, продолжат реализацию всех мероприятий до полного исполнения,
- контроль объектов, не получивших паспорта, будет осуществляться региональными штабами и заинтересованными органами власти в постоянном режиме.
- Обеспечение надежного функционирования тепловой генерации на Дальнем Востоке из-за текущей высокой аварийности оборудования, а также надежность энергоснабжения потребителей Чаун-Билибинского энергоузла из-за снижения выдачи мощности плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) Академик Ломоносов (ранее сообщалось, что ПАТЭС несет нагрузку более 20 МВт из-за выявленных дефектов трубной системы парогенераторов, а на полную мощность в 70 МВт выйдет к 2025 г. - прим. ред.),
- Готовность энергетической инфраструктуры в новых субъектах РФ - эту работу обеспечивают федеральные компании, которые занимаются ремонтом и восстановлением объектов генерации магистральных сетей, идет наращивание персонала, формирование полноценных смен для работы на генерирующем оборудовании на действующих тепловых станциях,
- Работа объектов энергетики в Северо-Кавказском федеральном округе, особенно в республике Дагестан - проводятся дополнительные мероприятия по стабилизации функционирования распределительного сетевого комплекса к работе в ОЗП, принято решение о компенсации из федерального бюджета понесенных затрат за проводимые в республике работы по подготовке к зиме в объеме 1,2 млрд руб. С учетом проводимой работы по консолидации сетей в Дагестане, ликвидации бесхозяйственных объектов, незаконных подключений и при условии безусловной поддержки региональных властей должен быть обеспечен приемлемый уровень готовности объектов энергетики республики.
В проекте бюджета на 2024-2026 гг. запланировано выделение порядка 31 млрд руб. на проведение первоочередных работ по ремонту изношенного оборудования в 9 регионах - Архангельской, Астраханской, Новгородской, Псковской, Тверской областях, республиках Дагестан, Ингушетия и Чечня.
А. Миллер доложил о завершении закачки газа в российские ПХГ в целевом объеме для прохождения ОЗП 2023/2024 гг.
Тезисы от А. Миллера:
- оперативный резерв газа в ПХГ на сегодняшний день составляет 72,842 млрд м3 газа, это на 180 млн м3 больше, чем к прошлому сезону,
- максимальная суточная производительность ПХГ на начало периода отбора составляет 758,8 млн м3/сутки газа, это на 6,4 млн м3/сутки больше, чем в прошлом году,
- и по объему оперативного резерва газа в подземках, и по суточной производительности ПХГ достигнуты исторические максимальные значения,
- Газпром выполнил все 10 комплексов планово-предупредительных ремонтов (ППР), в соответствии с программой подготовки к зиме выполнены все планово-профилактические работы на объектах Газпрома,
- Газпром к прохождению пиковых нагрузок предстоящей зимы готов.
И.Файзуллин сообщил о ходе подготовки к ОЗП коммунальной инфраструктуры и начале отопительного периода в большинстве регионов России.
Тезисы от И. Файзуллина:
- отопительный период полностью начат в 79 регионах РФ, частично - в 4 регионах - республике Адыгея, Крым, Краснодарском крае и Астраханской области,
- для спокойного вхождения в зиму осуществлено обследование объектов, испытание, подготовка и ремонт сетей, источников теплоснабжения и потребителей, проведен тщательный анализ аварийных ситуаций прошлого периода и выполнены необходимые упреждающие мероприятия,
- в целом по стране уровень готовности многоквартирных домов - 99,6%, в социально-культурной сфере - 99,9%,
- общий уровень готовности коммунальной инфраструктуры - 99,4%, это 72 тыс. котельных, 165 тыс. км тепловых сетей и 706 тыс. км водоснабжения и водоотведения.
- для прохождения отопительного сезона подготовлен соответствующий запас топлива,
- сегодня 661 муниципальное образование уже получило подписанный Ростехнадзором паспорт готовности муниципального образования, в соответствии с графиком эта работа идет до 15 ноября,
- по новым регионам:
- 42127 домов мы должны подготовить к теплу, 5107 социально-культурных объектов, 3 тыс. котельных, 31 тыс. км сетей,
- на сегодня уровень готовности по 4 регионам составляет 92%,
- Донецкая Народная Республика - 98,5%, Луганская - 99,2%, Запорожская область - 97,4%,
- в связи с чрезвычайной ситуацией, которая связана с Каховской ГЭС, особое внимание уделяем подготовки Херсонской области - здесь пока готовность 82,1%, для наращивания темпов подготовки сформирована дорожная карта и работа идет в плановом режиме, в ноябре эти работы будут завершены,
- в целях оперативного устранения аварийных ситуаций регионами-шефами сформирована 231 аварийная бригада, которая работает на территориях всех муниципальных образований наших новых регионов,
- утверждена программа социально-экономического развития новых регионов, в рамках которой сформирована программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства, нацеленная на переход и доведение качества ЖКХ до среднероссийских показателей,
- приступили к активной фазе ее реализации - в 2023 г. планируется восстановление и строительство 1624 объектов ЖКХ, и на сегодня уже 1214 объектов завершены.
Северный завоз
О ходе северного завоза и предстоящей работе в рамках нового закона о северном завозе сообщил А. Чекунков.В настоящее время северный завоз осуществляется в 25 регионах РФ, его объем составляет более 3 млн т/год грузов.
Через этот механизм жизненно важные товары, прежде всего топливо, продукты, лекарства, получают более 3 млн человек, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориям.
На Дальнем Востоке и в Арктике из 1800 населенных пунктов, относящихся к территориям северного завоза, 2/3 не имеют круглогодичной связи с федеральными дорогами.
В отдельных районах окно для доставки груза составляет менее 2 месяцев в году.
Основные объемы завозятся водными видами транспорта, что зависит от ледовой обстановки и проходимости рек, соответственно, полный цикл закупки товаров и доставки составляет до 1,5 лет и более.
Тезисы от А. Чекункова:
- завоз идет в штатном режиме,
- запланированный на 2023 г. объем северного завоза составляет 3,7 млн т, из них твердое топливо - 2,5 млн т, жидкое - 1,1 млн т, социально значимые продовольственные товары и медикаменты - 100 тыс. т,
- в настоящее время уже завезено 75% от запланированного объема твердого топлива, 88% от запланированного объема жидкого топлива, 75% от продовольствия и лекарств,
- в региональном разрезе более 80% от всего объема северного завоза приходится на 4 региона - Якутия, Чукотка, Камчатский край и Магаданская область,
- контролируем завоз во все эти регионы, также в среднем уровень превышает 80% уже реализованного завоза,
- конец навигации запланирован на ноябрь-декабрь в зависимости от региона,
- в 2023 г. впервые весь объем продуктов для арктических районов Якутии завезен по Северному морскому пути (СМП), разгружая дефицитную железную дорогу,
- также в Якутии как в крупнейшем по объему грузов регионе северного завоза мы приступили к реализации проекта обновления арктических нефтебаз с применением механизма дальневосточной концессии.
А. Чекунков напомнил, что 4 августа 2023 г. был принят федеральный закон о северном завозе, который вступит в силу с апреля 2024 г.
Закон обеспечит единообразный подход к планированию и управлению завозом, повышение надежности поставок жизненно важных товаров, сокращение сроков доставки и повышение эффективности северного завоза.
Закон предусматривает:
- создание централизованной системы управления северным завозом, включая 3-летний цикл планирования, информатизацию всех этапов;
- создание федеральной государственной информационной системы, которая сделает весь процесс - от планирования закупки до доставки конечным потребителям - прозрачным и конкурентным, соответственно, более эффективным;
- федеральным законом предусмотрен приоритет при перевозке и обслуживании грузов жизнеобеспечения северного завоза.
Новый закон этот вопрос решает, а также предусматривает возможность предоставления бюджетных кредитов для закупки товаров жизнеобеспечения.
В целях снятия инфраструктурных ограничений правительством будет определена опорная сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.
С 2026 г. содержание этой опорной сети будет осуществляться в размере 100% от установленных законодательством нормативов финансовых затрат.
Полномочия федерального координатора северного завоза будут возложены на органы исполнительной власти, которые определит правительство.
Также закон предусматривает создание единого морского оператора, основной задачей которого будут регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза между морскими портами РФ по льготным тарифам.
С 2022 г. реализуется пилотный проект по развитию каботажных и контейнерных перевозок по СМП, где роль единого морского оператора выполняет Росатомфлот.
Регулярная каботажная линия между северо-западом России и Дальним Востоком дает возможность доставлять грузы в 11 портов на трассе Севморпути от Санкт-Петербурга до Владивостока.
Тезисы от А. Чекункова:
- спрос со стороны грузоотправителей растет - загрузка 1го рейса в 2022 г. с запада на восток была всего 15%, а сейчас уже превышает 80%,
- наличие такой регулярной линии с фиксированным графиком перевозок позволяет более широкому кругу компаний планировать перевозки по СМП, повышает его предсказуемость и привлекательность,
- на время переходного периода, до вступления в силу всех положений закона, в целях обеспечения бесперебойного снабжения территорий северного завоза через морские порты в 2023 г. организован оперативный штаб под руководством Минвостокразвития с участием Минтранса, регионов Дальнего Востока и Арктики, ресурсоснабжающих организаций, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и РЖД,
- этот штаб в еженедельном режиме осуществляет мониторинг и контроль графика отгрузок топлива с заводов, контроль движения по железной дороге, позволяет отслеживать подходящие к портам объемы топлива, выстраивать графики подхода танкерных партий,
- внедрение всех положений закона позволит сократить сроки доставки товаров северного завоза в среднем на 25% и сэкономить до 20% от стоимости товаров для конечных потребителей.
В. Путин поинтересовался у А. Чекункова как обстоят дела с оказанием финансовой поддержки теплоснабжающим организациям Мурманской области и Камчатского края, которые оказались в сложной ситуации в связи с ростом цен на мазут.
Министр ответил, что дотации региональным бюджетам будут доведены, но президент потребовал конкретного ответа о статусе принятия решений, на что А. Чекунков ответил, что решения с Минфином уже приняты.
В целом в связи с приближением зимы В. Путин напомнил, что Россия - северная страна, и отопительного сезона никто не отменял.
Все ответственные министерства президент попросил не подходить к прохождению ОЗП формально, все должно быть сделано своевременно.
Тезисы от В. Путина:
- прошу посмотреть на все те вопросы, которые мы сегодня обсуждали, а некоторые и не затронули, с практической точки зрения,
- чтобы в последний момент у нас не рвалось там, где тонко,
- чтобы люди не страдали от какой-то нерасторопности и центральных органов власти, и региональных, и муниципальных,
- внимательно, пожалуйста, еще раз внимательным образов все проанализируйте, посмотрите и сделайте все вовремя,
- главное - сделать вовремя, это и завоза касается, и ремонтных работ, и т.д.
Поддержка мало- и среднетоннажной химии
О ведущейся правительством РФ работе по восстановлению компетенций в малой и среднетоннажной химии доложил вице-премьер, глава Минпромторга РФ Д. Мантуров.В 2017 г. правительством была утверждена дорожная карта развития мало- и среднетоннажной химии.
Целевые ориентиры поручениями президента РФ были закреплены в конце 2020 г. - увеличение объема выпуска малой и среднетоннажной химии к 2025 г. на 30% и к 2030 г. - на 70%.
Д. Мантуров пояснил, что достижение этих показателей осуществляется в формате отдельного федерального проекта по новым материалам.
В течение 10 лет запланирован запуск 47 основных производств суммарно на 380 млрд руб., из них 19 проектов уже реализованы.
Тезисы от Д. Мантурова:
- отечественные предприятия освоили выпуск конечной продукции, такой как средства химической защиты растений, клеи и герметики, а также продуктов промежуточного спроса в интересах производителей лекарственных препаратов, косметики, парфюмерии, бытовой и промышленной химии, лаков, красок, а также строительных материалов и пищевых продуктов,
- по итогам 2022 г. объемы выпуска малой и среднетоннажной химии составили 4,5 млн т, это на 24% выше базового значения 2020 г., тем самым мы движемся с опережением целевых показателей,
- но нужно сделать поправку на изменившуюся конъюнктуру и существенно возросший спрос со стороны потребителей, очевидно, что далее идти нужно более быстрыми темпами,
- с учетом этого на 2023 и 2024 гг. правительство РФ дополнительно предусмотрело 5 млрд руб. на НИОКР и субсидирование кредитов на инвестпроекты,
- но чтобы дать предприятиям более дальний горизонт планирования, мы отрабатываем механизмы долгосрочной поддержки отрасли как минимум до 2030 г.
Соответствующее поручению правительству В. Путин дал в августе 2023 г. в ходе встречи с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности.
В частности, президент поставил задачу протягивать ключевые инструменты поддержки из одного бюджетного цикла в другой.
Д. Мантуров сообщил, что Минпромторг совместно с Минфином РФ нашли источник финансирования такой пролонгированной поддержки.
Параллельно правительство фокусируется на преодолении структурных ограничений развития мало- и среднетоннажной химии.
Д. Мантуров назвал 3 основных вектора работы по данному вопросу:
- Формирование в России полного цикла производства основных веществ. По многим позициям в России производится и экспортируется сырье, а затем приобретается за рубежом конечная продукция, в связи с чем пропускается несколько переделов. Правительство РФ ставит задачу эти пробелы закрыть.
- Следующий вектор продиктован капиталоемкостью и при этом низкой рентабельностью заводов малотоннажной химии. Чтобы сложить экономику проектов, на этапе строительства правительство будет субсидировать процентную ставку в рамках кластерной инвестплатформы. По данному механизму на сегодня одобрено 6 проектов малой химии почти на 100 млрд руб., для которых будет обеспечена маржинальность на операционной стадии.
- Научно-технологическое и кадровое развитие отрасли на базе инженерных, инжиниринговых центров профильных вузов с химическим уклоном. Из 24 существующих центров будут отобраны самые сильные, которые сфокусируются конкретно на малом и среднетоннажном сегменте.
Эти меры Минпромторг объединяет в комплексный проект импортозамещения по критической химической продукции.
Проект был представлен в правительство на профильной стратегической сессии, завершить работу по утверждению проекта планируется в 1м квартале 2024 г.
В.Путин уточнил у Д. Мантурова, как правительство предполагает стимулировать участников экономической деятельности к работе по этим направлениям.
Вице-премьер назвал ключевыми мерами комплексные инвестпроекты и компенсация процентных ставок по кредитам, которые сегодня привлекаются.
Д. Мантуров выразил надежду, что ключевая ставка на нынешнем уровне долго не продержится, поэтому предусмотренных средств должно в бюджете ведомства хватить по 2024 г.
Также инструментами поддержки являются Фонд развития промышленности (ФРП) и механизм компенсации затрат по НИОКР.
Изысканный Минпромторгом и Минфином дополнительный источник финансирования в 2024 г. обеспечит порядка 7 млрд руб. дополнительно 5 млрд руб., по которым решения уже приняты.
Глава Минфина РФ А. Силуанов подтвердил наличие дополнительного источника, но также не назвал его, отметив лишь, что он будет стабильным и его планируется использовать и на нужды бюджета, и на поддержку малотоннажной химии.
Также В. Путин призвал обеспечить для малотоннажной химии тот уровень господдержки, который позволит «раскрутить эту тему».
Д. Мантуров сообщил о еще одном прорабатываемом механизме - расширении закона о государственно-частного партнерства (ГЧП).
Тезисы от Д. Мантурова:
- там, где рентабельность находится в отрицательной зоне, но нам, например, нужна субстанция или определенная химическая компонента, мы предлагаем расширить закон о ГЧП и использовать в т.ч. этот механизм для таких малорентабельных проектов, либо проектов, которые находятся в отрицательной зоне,
- потому что там помимо капитальных затрат, помимо затрат на НИОКР мы должны обеспечить и стабильный спрос со стороны государства, и управление этим проектом,
- механизм ГЧП сегодня есть в разных отраслях экономики, но по этому сегменту, видимо, нам придется его использовать,
- мы предложили такой механизм рассмотреть на заседании правительства, если поддержите нас.