Об этом 6 октября 2023 г. сообщается на сайте правительства РФ.
Основные меры
Ключевые решения:- восстановление демпфера с 1 октября 2023 г.,
- повышение норматива биржевых продаж дизельного топлива и бензина,
- введение заградительной экспортной пошлины на нефтепродукты для экспортеров-непроизводителей,
- частичное снятие эмбарго на экспорт дизельного топлива.
Частично эти решения оформлены в виде 3 постановлений правительства РФ, они опубликованы на официальном портале правовой информации:
- постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2023 №1635 о внесении изменений в постановление правительства РФ от 21 сентября 2023 г. №1537,
- постановление правительства РФ от 05.10.2023 №1636 о внесении изменений в правила определения минимальной величины объема автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, на биржевых торгах,
- постановление правительства РФ от 05.10.2023 №1637 о внесении изменения в п. 2 методики расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти.
Этот запрет был введен с 21 сентября 2023 г. как экстренная мера для стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке, надежного обеспечения потребителей и предотвращения вымывания объемов топлива с рынка за счет серого экспорта.
Демпфер восстановлен
Правительство РФ приняло решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября 2023 г. топливный демпфер.Изменение коэффициента по демпферу с 0,5 до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) выпадающих доходов при продаже моторного топлива на внутреннем рынке.
Ожидаемый эффект:
- обеспечение экономических стимулов к насыщению внутреннего рынка топливом,
- сдерживание роста оптовых биржевых цен,
- способствование поддержанию стабильной ценовой ситуации в рознице на уровне, близком к инфляции.
Ожидания этого снижения в совокупности с приближением пикового летнего сезона спроса, периода планово-предупредительных ремонтов (ППР) на НПЗ и роста привлекательности экспортной альтернативы, стимулировало рост оптовых цен на топливо.
Согласование инициативы Минфина затянулось, параллельно продолжился рост биржевых цен на бензин и дизельное топливо, которые регулярно обновляли исторические максимумы.
В итоге корректировка демпфера, по которой до конца 2026 г. выплаты нефтяным компаниям сокращаются на 50% как по бензину, так и по дизельному топливу, вступила в силу с 1 сентября 2023 г.
Рост биржевых цен продолжился и в итоге корректировка демпфера была свернута через месяц после ее введения.
Минфин РФ ожидал, что снижение демпфера позволит бюджету экономить 30 млрд руб./мес., однако этот эффект оказался несоизмерим с искажениями, внесенными на топливный рынок этой инициативой.
Повышены биржевые нормативы
Правительство РФ скорректировало требования к нефтяным компании по нормативу продаж на биржевых торгах бензина и дизельного топлива 5го класса на биржевых торгах.Доля продажи увеличена:
- для бензина с 13 до 15%,
- дизельного топлива - с 9,5 до 12,5%.
- продажа на бирже части топлива, производимого российскими нефтяниками, дает независимым АЗС возможность приобретать его по рыночным ценам,
- такой подход снижает риски монопольного ценообразования, поскольку многие доминирующие участники топливного рынка обладают собственной сетью заправок,
- утвержденные изменения позволят повысить гарантированный объем предложения востребованного топлива на биржевых торгах и увеличить долю сделок, которые заключаются на конкурентных условиях.
Минимальную долю продаж топлива на бирже правительство РФ в отношении бензина повысило с 12% до 13%, а в отношении дизельного топлива - с 8,5% до 9,5%.
На тот момент мера носила чисто психологический характер, поскольку, исходя из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) и Росстата, в 1м полугодии 2023 г. на СПбМТСБ продавалось 19,2% произведенного в России бензина и 15,0% дизельного топлива.
Эффект от нынешнего повышения биржевых нормативов будет аналогичным.
Заградпошлина
Для предотвращения возможного серого экспорта после снятия действующих ограничений на вывоз топлива за пределы страны введена заградительная пошлина на нефтепродукты.Пошлина составит 50 тыс. руб./т для поставщиков нефтепродуктов, которые не производят их сами, а закупают на рынке для перепродажи.
Ожидаемый эффект:
- пресекаются попытки перекупщиков приобретать топливо заранее для последующего экспорта после снятия действующих ограничений,
- закрывается возможность вывоза классового топлива под видом других продуктов.
С января 2023 г. начала действовать заградительная пошлина в 20 тыс. руб./т за экспорт бензина и дизтоплива, за которые уже был уплачен демпфер.
Однако эта мера распространялась на экспортеров-непроизводителей, но не касалась непосредственно НПЗ, поэтому ряд экспортеров-небольших НПЗ продолжил применять схемы серого экспорта.
Сейчас пошлина повышена с 20 тыс. руб./т до 50 тыс. руб./т и распространена на все виды нефтепродуктов.
Глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов ранее пояснял, что эта мера направлена против перекупщиков топлива, которые лишатся возможности торговать бензином и дизелем на внешних рынках даже после нормализации ситуации на рынке.
Чтобы исключить ситуацию, когда товар скупается на бирже для перепродажи на экспорт в виде неклассового топлива, заградительная пошлина теперь касается всех нефтепродуктов.
Смягчение запрета на экспорт
Правительство РФ сняло ограничения на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом.Экспорт разрешен при условии, что производитель поставляет на внутренний рынок не менее 50% от произведенного дизельного топлива.
Бензин экспортировать по-прежнему запрещено.
В 2022 г. объемы экспорта составили:
- дизтопливо - 35 млн т, из которых почти 75% были отправлены по МНПП;
- бензина - 4,8 млн т.
Погрузку дизельного топлива на экспорт в портах Новороссийск и Приморск, которое поступало туда по магистральным нефтепродуктопроводам (МНПП) Север и Юг Транснефть остановила с 22 сентября 2023 г.
МНПП Север и Юг, которые обеспечивают порядка 75% экспорта дизельного топлива из России:
- МНПП Север мощностью 25 млн т/год позволяет отгружать дизельного топливо на экспорт с Нижегородского НПЗ ЛУКОЙЛа, Ярославского НПЗ (СП Газпром нефти и Роснефти) и Киришского НПЗ Сургутнефтегаза через порты Приморск и Высоцк на Балтийском море,
- МНПП Юг мощностью 4 млн т/год обеспечивает поставки на экспорт с Волгоградского НПЗ ЛУКОЙЛа через порт Новороссийск на Черном море.
Частичное открытие экспорта дизельного топлива позволит избежать рисков снижения объемов нефтепереработки.
В случае затоваривания резервуаров НПЗ нефтяным компаниям пришлось бы снижать производство, причем не только дизельного топлива, но и других светлых нефтепродуктов, в т.ч. бензина.