Это следует из материалов Минфина РФ по нефтегазовым доходам бюджета, опубликованных 4 мая 2023 г.
Демпфер в апреле
Демпфирующий механизм на нефтепродукты действует в России с 2019 г. для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке.Демпфер рассчитывается по разнице между экспортной стоимостью топлива и закрепленной законодательно индикативной внутренней ценой.
Если эта разница положительная, т.е. экспорт становится выгоднее поставок на внутренний рынок, государство платит нефтяным компаниям часть этой разницы, в противном случае - производители делятся с государством частью своей прибыли от внутренних продаж топлива.
В условиях санкций Запада механизм был изменен в отношении бензина, так, чтобы он мог позволять учитывать скидку на российскую нефть Urals на мировых рынках при расчете размера выплат, эта мера действует до конца 2025 г.
23 февраля 2023 г. президент РФ В. Путин подписал закон, согласно которого с 1 апреля запускается скорректированный демпферный механизм, по которому:
- ценовой дифференциал для расчета демпфера на бензин увеличивается со 146 долл. США/т до 182,5 долл. США/т (или с 20 долл. США/барр. до 25 долл. США/барр.),
- вводится ценовой дифференциал при расчете демпфера по дизельному топливу в размере 73 долл. США/т (или 10 долл. США/барр.).
Это должно привести к уменьшению расходов бюджета на выплату нефтяным компаниям по демпферу.
Однако при скорректированном демпфере выплаты нефтяникам из бюджета в апреле 2023 г. оказались даже выше предыдущего месяца.
По данным Минфина РФ, в апреле 2023 г. из бюджета по демпферу было выплачено 107,2 млрд руб., что на 10,86% больше, чем в марте 2023 г. (96,7 млрд руб.).
Между тем, по сравнению с апрелем 2022 г. выплаты снизились в 4,2 раза (тогда они составляли 450,3 млрд руб., что стало максимальным месячным показателем за год в результате внешней конъюнктуры).
За январь-апрель 2023 г. выплаты составили 360,5 млрд руб., что в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. (801,9 млрд руб.).
Напомним, что по демпферному механизму:
- в 2022 г. выплаты из бюджета нефтяным компаниям составили 2,1713 трлн руб.,
- в 2021 г. выплаты из бюджета составили 674,5 млрд руб.,
- в 2020 г. из-за рыночной конъюнктуры нефтяные компании заплатили в бюджет 356,6 млрд руб.,
- в 2019 г. бюджет заплатил нефтяным компаниям 282,2 млрд руб.
Минфин в поисках формулы демпфера
То, что корректировка топливного демпфера не дала значительной экономии для бюджета, дает почву для дальнейших корректировок этого механизма.В настоящее время Минфин РФ пытается определить оптимальную формулу топливного демпфера, чтобы повысить экономию бюджетных средств, но одновременно не ухудшить экономику нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и всего топливного рынка.
В конце апреля 2023 г. глава Минфина РФ А. Силуанов говорил, что сейчас именно топливный демпфер обеспечивает высокую маржинальность НПЗ.
В настоящее время прибыльность НПЗ в России остается на высоком уровне.
По оценкам исследовательской группы Петромаркет, маржа НПЗ в апреле 2023 г. составила порядка 11-12 тыс. руб./т, что всего на 1 тыс. руб./т ниже значения величины, рассчитанной при прежних формулах демпфирующих надбавок.
Чтобы исправить эту ситуацию, Минфин РФ предлагает снизить в 2 раза ценовой дифференциал, используемый при расчете демпфера.
Новую норму предлагается ввести на период с июля 2023 г. по июль 2024 г.
В результате такой корректировки выплаты нефтяным компаниям из бюджета снизятся на 30 млрд руб./мес.
По поводу влияния этих мер на розничный рынок, глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов заявил, что, по оценкам министерства, при скорректированном демпфере розничные цены на топливо не превысят показателей инфляции.
Ранее вице-премьер РФ А. Новак говорил, что корректировка демпфера не приведет и к убыточности НПЗ.
Минфин в поисках справедливой цены
Очередная корректировка топливного демпфера - не единственная корректировка в регулировании нефтяного рынка, предлагаемая Минфином РФ.Как сообщил Интерфакс со ссылкой на источники, знакомые с ходом обсуждения, министерство предлагает еще ряд изменений в налогообложении нефтяных компаний.
В рамках донастройки налогового регулирования нефтяной отрасли, для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налога на дополнительный доход (НДД) и обратного акциза на нефть применяется цена нефти Urals в фактическом размере, но она не должна быть ниже цены Brent минус установленный размер дисконта.
В апреле 2023 г. эта разница составит 34 долл. США/барр., далее ежемесячно она будет сокращаться на 3 долл. США/мес. и к июлю снизится до 25 долл. США/барр.
С июня 2023 г. под эту же схему будет подпадать и расчет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Минфин РФ предлагает провести очередную донастройку налогового законодательства, в рамках которой налоги будут уплачиваться по цене, наибольшей из 3 величин:
- фактической цены Urals (по расчету Argus),
- дисконтированной цены Brent (при этом, один из обсуждаемых вариантов - снизить дисконт с сентября до 20 долл. США/барр.),
- цены, которая будет установлена по методике ФАС, согласованной с Минфином РФ (методика предполагает расчет средней цены нефти в российских портах - Балтики, Новороссийска и Козьмино, а также цены поставок по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба).
В расчет пошлины на нефть, как предполагается, будет введен индекс СПбМТСБ, также на основе средней цены российской нефти в морских портах Балтики, Новороссийска и Козьмино, а также поставляемой по МНП Дружба.
Экспортную пошлину также предлагается считать по большей из величин:
- фактической цены Urals,
- дисконтированный Brent (дисконт к Brent с сентября также предлагается установить в размере 20 долл. США/барр.),
- индекс биржи СПбМТСБ.
Также одним из предложений является перенос начала налогового вычета по ННД для 3й группы месторождений с 2024 на 2027 г.
Предложения Минфина РФ еще будут обсуждаться в правительстве, есть несколько вариантов их изменения.