Об этом 17 марта 2022 г. шла речь на парламентских слушаниях в Совете Федерации РФ «О мерах, направленных на недопущение роста цен на горюче-смазочные материалы для сельскохозяйственных товаропроизводителей в период проведения сезонных посевных и уборочных работ».
Член Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Л. Талабаева отметила, что весенние полевые работы стартовали уже в 16 регионах.
Во всех регионах страны обеспечивается готовность семенного материала и сельскохозяйственной техники, сформированы потребности в дизельном топливе и бензине для проведения механизированных полевых работ.
Заместитель председателя комитета Совфеда по экономической политике А. Синицын отметил, что затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) составляют значимую часть себестоимости сельхозпродукции и по отдельным позициям превышают 20% от этой себестоимости.
В связи с этим вопрос о ценах на топливо в период сезонных посевных и уборочных работ является одним из важнейших в условиях необходимости поддерживать социальную стабильность.
Потребность сельхозтоваропроизводителей в ГСМ для проведения полевых механизированных работ в 2022 г. составляет:
- 4,678 млн т дизельного топлива,
- 688 тыс. т автобензина.
- 1,921 млн т дизельного топлива,
- 306,89 тыс. т автобензина.
В ходе обсуждения поднимался вопрос вопрос о возможности для сельскохозяйственных предприятий приобрести топливо по текущим или даже более низким ценам в условиях высокой процентной ставки по кредитам, учитывая, что основными источниками финансирования сезонных работ в сельском хозяйстве являются банковские кредиты.
А. Синицын и Л. Талабаева призвали к скорейшему принятию изменений в ч.2 Налогового Кодекса РФ, предполагающих корректировку параметров демпфера размера акцизов на сырую нефть как механизма сдерживания скачков цены в период повышенного спроса.
В ходе слушаний глава Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ А. Рубцов заверил, что риска недопоставок топлива нет.
Тезисы от А. Рубцова:
- сейчас отрасль направляет значительный объем на внутренний рынок топлива,
- это позволило существенно снизить цены в мелкооптовом сегменте, переориентировать объем с экспорта,
- цена на бирже также стабилизировалась,
- утвержденные нормативы для биржевых торгов топливом сохранятся,
- мы готовы к полному удовлетворению спроса на топливо, в т.ч. у товаропроизводителей,
- эту весну мы пройдем успешно,
- работает демпфер, позволяет нам сохранить рыночную систему ценообразования, чтобы не допустить значительного роста цен,
- мы поддерживаем необходимость ускоренного принятия законопроекта по его корректировке, его формула будет настроена так, что демпфер может работать в очень широком диапазоне цен,
- кроме того, сейчас мы ведем постоянную работу по мониторингу цен по всей цепочке - от сырья до переработки, химии, товаров народного потребления.
Таким образом, по мнению Минэнерго РФ, существующие механизмы, принятые правительством, позволяют не допустить удорожания нефтепродуктов на АЗС, а возможно - и предложить более низкий уровень цен.
10 марта 2022 г. в ходе выступления в Госдуме РФ заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) М. Шаскольский сообщил, что его ведомство видит предпосылки для снижения розничных цен на бензин в России после падения оптовых цен.
В условиях западных санкций против России, экспортеры нефти и нефтепродукты вынужденно сокращают поставки за рубеж.
10 марта 2022 г. на встрече с фракцией КПРФ в Госдуме вице-премьер РФ А. Новак отметил, что правительство видит проблемы с контрактацией поставок российской нефти и нефтепродуктов на экспорт на апрель, в первую очередь из-за финансирования таких поставок.
Минэнерго РФ работает с российскими компаниями и иностранными контрагентами, чтобы решить вопрос с оплатой таких поставок, но в условиях ограниченной экспортной альтернативы нефтяные компании увеличили поставки топлива на биржу.
Это привело к снижению биржевых цен, которое понемногу начало доходить дойти до розницы.
В ходе слушаний А. Рубцов отдельно остановился на ранее озвученном предложении Комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле о введении госрегулирования цен на топливо в России.
По заявлению главы комитета В. Гутнева, в период действия западных санкций правительство РФ должно получить возможность устанавливать предельные оптовые и розничные цены на бензин и дизельное топливо, что позволит снизить влияние цен на топливо на себестоимость социально значимых товаров и продуктов питания.
А. Рубцов подчеркнул, что необходимости в госрегулировании цен на топливо в России нет.
По мнению А. Рубцова, попытка перейти к более жестким директивным изменениям цен несет с собой риски нарушения и без плохой экономики в нефтепереработке.
Тезисы от А. Рубцова:
- мы должны работать возможно какое-то время даже в убыток, но должны сохранять переработку, чтобы обеспечивать страну необходимым топливом,
- самое главное, чтобы не было дефицита,
- для этого переработка должна работать с какой-то минимальной маржинальностью по отношению к ценам на сырье,
- цены на сырье в России в настоящий момент будут приводиться к таким параметрам, чтобы переработка была рентабельна.