ФАС готова обсудить введение госрегулирования цен на мазут с Минфином и Минэнерго РФ
Производство мазута в России снижается, цены растут, что создает проблему для арктических регионов
Источник: ФАС
Об этом глава ФАС М. Шаскольский сообщил 18 ноября 2021 г. на заседании комитета Совета Федерации по экономической политике.
Мазут является социально-значимым продуктом для ряда регионов России, но его производство в России стабильно сокращается.
По итогам 2020 г. производство топочного мазута в России сократилось на 11,1%, до рекордно низкого уровня - 40,8 млн т.
Это обусловлено реализацией на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) программ модернизации, направленных на рост глубины переработки нефти (ГПН).
В результате сокращения производства мазута, с начала 2021 г. биржевая цена по территориальному индексу увеличилась в 1,35 раза и достигла 24,996 тыс. руб./т.
Представитель Мурманской области в Совете Федерации К. Долгов подчеркнул, что для некоторых арктических регионов цены на мазут крайне важны, поскольку мазут обеспечивает значительную долю генерации тепловой энергии в этих регионах.
К. Долгов предложил рассмотреть варианты госрегулирования цен на мазут по аналогии с регулированием тарифов на тепловую энергию.
М Шаскольский сообщил, что при увеличении продаж мазута на бирже, цены пойдут вниз, но сейчас объемов недостаточно.
В связи с этим необходимо либо увеличивать объемы производства мазута, либо вводить регулирование, либо выделять помощь из бюджета.
ФАС обсуждает с Минфином РФ вопросы прямой компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов для региональных бюджетов.
Вопрос введения регуляторных мер для стабилизации цен на мазут ФАС готова обсуждать с Минфином и Минэнерго РФ и, если иного варианта не будет, то будет вести работу в направлении регулирования цен.
Рост производства мазута не согласуется с позицией правительства и Минэнерго РФ, которые последовательно стимулируют российские НПЗ к модернизации и увеличению ГПН.
Углубление переработки позволяет увеличить эффективность использования сырья на НПЗ, увеличить объемы выпуска высокомаржинальных светлых нефтепродуктов и повысить гибкость технологического процесса для быстрого реагирования на рыночную конъюнктуру.
Однако с ростом глубины переработки нефти мазут вовлекается в производство в качестве сырья, из которого получают дистилляты, используемые для получения моторного топлива и дистиллятного смазочного масла.
Соответственно, мазут становится востребованным сырьем, а также рост спроса на него наблюдается и на внешнем рынке в условиях дефицита тяжелой нефти.
Между тем с марта 2021 г. Минэнерго РФ ведет работу по заключению соглашений с нефтеперерабатывающими компаниями о предоставлении 10-летней инвестнадбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье для строительства новых мощностей глубокой переработки.
Выступая 10 ноября 2021 г. на Правительственном часе в Совете Федерации глава Минэнерго РФ Н. Шульгинов сообщил, что заключено уже 21 такое соглашение, предусматривающее ввод и реконструкцию около 50 установок.
Таким образом производство мазута в России продолжит сокращаться и решать вопрос, скорее всего, придется на уровне регуляторных мер, вплоть до госрегулирования цен.
С другой стороны, потребность арктических регионов в мазуте также должна снизиться.
В правительстве РФ прорабатываются вопросы модернизации неэффективной мазутной, а также дизельной и угольной генерации в изолированных и труднодоступных территориях Дальнего Востока и Арктики.
Это позволит повысить эффективности локальных энергосистем, упростить организацию «северного завоза», а также сократить воздействие на хрупкую природу арктических регионов.
Другой вопрос, когда и насколько эффективно эти меры будут реализованы.