Москва 30 июл - ИА Neftegaz.RU. Замминистра финансов РФ А. Сазанов рассказал о стратегии оптимизации льгот для нефтяной отрасли.
Тезисно:
-
Минфин не будет корректировать демпферный механизм.
-
Ведомство продолжит оптимизировать льготы в нефтяной отрасли для компенсации сокращения доходов вследствие естественного падения добычи.
-
Возвращать отмененные с 2021 г. льготы для добычи сверхвязкой и высоковязкой нефти до завершения сделки ОПЕК+ нецелесообразно.
-
Не стоит рассчитывать на новые льготы в НДД для вязкой нефти.
-
Повышения предела по затратам на месторождениях вязкой нефти в 2022 г. не будет.
Демпферный механизм
А. Сазанов напомнил, что компании с мая 2021 г. получают повышенные выплаты из бюджета. По его мнению, это позволит стабилизировать ситуацию с доходностью в секторе нефтепереработки. Но не ясно когда.
Демпфер был введен властями РФ с 1 января 2019 г. после очередного скачка цен на топливо.
В мае 2021 г. по просьбе нефтяных компаний заработал скорректированный механизм регулировки.
Хотя официально закон был утвержден позднее.
В правительстве надеялись, что он позволит улучшить экономику нефтепереработки и удержать динамику цен на бензин в России в пределах инфляции.
Решение скорректировать демпфер было принято из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть.
Условная цена бензина в формуле демпфера:
-
с 1 мая 2021 г. снижена на 4 тыс. руб/т,
-
с 1 января 2022 г. ее снизят на 2,7 тыс. руб.,
-
с 2023 г. цену будут индексировать на 3% в год,
-
ежегодную индексацию цены для расчета демпфера по дизельному топливу с 2022 г. снизят с 5% до 3%.
От демпфера серьезно зависят цены на топливо в стране.
Если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.
Всего из бюджета на выплаты компаниям будет направлено 350 млрд руб. в течение 2021-2023 гг.
При этом почти половина этих расходов будет компенсирована за счет увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть.
При этом рост НДПИ не окажет существенного влияния на финансово-экономическое положение нефтяных компаний, отмечали ранее в Минэнерго и Минфине.
Льготы
Замминистра уверен, что надо искать баланс, сокращая льготы там, где они чрезмерны, и давая льготы там, где это действительно необходимо. И вот за счет этого баланса не допустить существенного сокращения доходов.
По словам А. Сазанова, в Минфине считают, что в перспективе 10-15 лет компенсировать падение нефтегазовых доходов все-таки полностью не получится.
Хотя согласно Энергостратегии, Россия в перспективе до 2024 г. может увеличить добычу нефти с 556 млн т до 560 млн т.
Но после производству прогнозируют спад до 555 млн т к 2035 г.
О месторождениях вязкой и сверхвязкой нефти
Минфин РФ считает нецелесообразным возвращать отмененные с 2021 г. льготы для добычи сверхвязкой и высоковязкой нефти до завершения сделки ОПЕК+, в рамках которой Россия ограничивает свою добычу нефти.
А. Сазанов добавил, что в ведомстве готовы вернуться к обсуждению этого вопроса после завершения сделки ОПЕК+ в конце 2022 г.
При этом параметры режима налога на дополнительный доход (НДД) для вязкой нефти Минфин готов обсуждать с нефтяными компаниями уже осенью 2021 г.
В ведомстве считают, маловероятной возможность выделить для этого вида нефти отдельную категорию в НДД.
Но готовы обсудить вопросы повышения предела по затратам, которые существуют, для месторождений сверхвязкой нефти.
Хотя, рассчитывать на то, что новые параметры для вязкой нефти заработают с 2022 г. не стоит. Опять же решения будут приниматься отталкиваясь от сделки ОПЕК+
Соглашение ОПЕК+
Принуждает российские компании сокращать добычу нефти.
Действует до конца 2022 г.
Пока.
С начала 2021 г. нефтяники лишились льгот при разработке запасов высоко- и сверхвязкой нефти.
Тогда Лукойл и Татнефть заявили, что их освоение стало убыточным.
На что, Минфин принял решение создать стимулирующие условия в рамках НДД, но только с 2024 г.Автор: Е. Свинцова