Об этом 21 февраля 2020 г. заявил президент Республики Беларусь А. Лукашенко на встрече с послом Белоруссии в России В. Семашко.
Тезисы от А. Лукашенко:
- позиция Белоруссии по нефти и по поставкам природного газа из России, по ценам абсолютно прояснилась,
- в этом направлении мы должны работать,
- работа по данным вопросам ложится на плечи В. Семашко, кто бы из министров к нему ни приезжал,
- глава Роснефти И. Сечин сказал, что газ стоит меньше 110 долл. США/1000 м3 на биржах в Европе,
- значит при нынешних условиях на энергетическом рынке, российский газ для Белоруссии должен стоить около 90 долл. США/1000 м3,
- есть длительные и еще какие-то контракты, но долгосрочные контракты по газу всегда привязываются к цене на нефть, и коль скоро произошло падение цены на нефть, значит, произошло падение цены на природный газ,
- поэтому 127 долл. США/1000 м3 - сегодня уже в мире такой цены нет,
- потери республики от реализации Россией налогового маневра в 2020 г. составят примерно 420-430 млн долл. США при поставке 24 млн т нефти,
- президент РФ В. Путин предложил, что эти деньги Беларуси компенсируют, признав такое решение справедливым,
- это уже какое-то движение вперед.
Таким образом, после неожиданного звонка В. Путина по нефти, А. Лукашенко обозначил намерение Белоруссии добиваться снижения цен и на российский газ.
В течение всего 2019 г. Белоруссия требовала для себя в 2020 г. тех же цен на газ, которые действуют для граничащей с ней Смоленской области - 70 долл. США/1000 м3.
Однако Смоленская область удалена от центров газодобычи и получает газ по субсидируемым ценам, которые при нынешнем уровне интеграции не могут действовать для Белоруссии, поскольку она является близким, но все-таки иностранным государством.
Ситуация по ценам на газ обострилась в конце 2019 г., поскольку истекал срок 3-летнего соглашения по ценам на газ, заключенного после урегулирования очередного спора в 2017 г.
31 декабря 2019 г. был подписан протокол между Газпромом и правительством Беларуси о порядке формирования цен при поставке природного газа в январе-феврале 2020 г., с сохранением условий, действовавших в 2019 г. - 127 долл США/1000 м., а 7 февраля 2020 г. президенты на встрече в г. Сочи согласовали эту цену на весь 2020 г, и 14 февраля 2020 г. Газпром и правительство Белоруссии подписали соответствующий протокол.
И вот уже через пару недель власти Белоруссии требуют изменить подписанный протокол.
Вопрос с поставками нефти в Белоруссию решается с еще большим трудом.
Белорусская нефтепереработка несет экономические потери в связи с завершением налогового маневра в российской нефтяной отрасли промышленности, предусматривающим перенос налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок.
Постепенное снижением экспортных пошлин на нефть при одновременном увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), которое проводится в России в период до 2024 г., ухудшает экономические условия поставок российской нефти в Белоруссию.
Снижение маржинальности нефтепереработки Россия компенсирует мерами поддержки НПЗ, в т.ч. обратным акцизом, тогда как Белоруссия такие меры поддержки своим НПЗ обеспечить не может.
Но ранее это не принималось властями РФ
Отказаться от премии при поставках нефти в Белоруссию согласились лишь нефтяные компании, входящие в группу Сафмар М. Гуцериева.
Но бизнес М. Гуцериева интегрирован с беларусью, поэтому отказаться от просьбы Батьки он не мог.
Предложение о компенсации выпадающих доходов Белоруссии из-за налогового маневра, сделанное по результатам переговоров И. Сечина и А. Лукашенко, может способствовать достижению договоренности.
Сначала называлась сумма компенсации за 2020 г. в 300 млн долл. США, но затем - 420-430 млн долл. США.
Братьям - славянам, конечно, нужно помогать, но где взять эти средства? Опять из бюджета? Опять это ляжет на плечи обывателей?
Или от премии все-таки откажутся сами российские поставщики?
21 февраля 2020 г. А. Лукашенко поручил премьер-министру Белоруссии С. Румасу достичь соглашения с российской стороной по поставке нефти.
Но в соответствии с достигнутыми договоренностями, российские нефтяные компании сохранят премию к цене беспошлинных поставок нефти в Белоруссию.
Значит, компенсации будут все-таки из бюджета РФ.
Между тем, размер премии будет ежегодно снижаться на 2 долл США/т, т.е. пропорционально снижению экспортной пошлины.
Это позволит частично компенсировать растущие издержки Белоруссии от удорожания сырья в связи с реализацией налогового маневра.
Д. Песков 21 февраля 2020 г. был уклончив:
- власти РФ не намерены компенсировать из бюджета недополученную выгоду компаниям от поставок нефти в Белоруссию;
- речь не идет о компенсации выпадающих из-за налогового маневра доходов в размере 300 млн долл США за счет премии нефтяных компаний;
- поставки нефти осуществляют нефтяные компании, им и решать на какие условия стоит соглашаться;
- не может быть и речи, чтобы российским компаниям навязывали цены, не соответствующие международной ценовой конъюнктуре;
- переговоры продолжаются, рассматриваются разные варианты нахождения взаимоприемлемых опций;
- обсуждается некая определенная цена нефти для Белоруссии.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина