Об этом сообщил официальный представитель вице-премьера.
Ведомство завершило подготовку проекта стратегии в декабре 2019 г.
Теперь настало время согласований.
Согласно документу:
- доля нефти, добываемой в Арктике, к 2030 г. увеличится до 22% от общего объема добычи нефти в России, а к 2035 г. - до 25%;
- доля природного газа, добываемого в Арктике, к 2035 г. вырастет до 92% с 82,7% в 2018 г.;
- объемы производства СПГ к 2030 г. вырастут почти в 7 раз - до 73,5 млн т/год, а к 2035 г. - еще на 63% - до 120 млн т/год;
- объемы перевозимых по Северному морскому пути (СМП) грузов к 2024 г. возрастут до 80 млн т/год в сравнении с 20,2 млн т/год в 2018 г., к 2030 г. - до 120 млн т, к 2035 г. - до 160 млн т/год;
- объемы транзитных перевозок по Северному морскому пути к 2035 г. достигнут 10 млн т/год.
Основные направления развития территорий Арктики включают также:
- развитие Варандейского и Колгуевского нефтяных центров,
- расширение производства СПГ на полуостровах Ямал и Гыдан,
- освоение месторождений газа Обской губы,
- развитие Новопортовского нефтегазоконденсатного и Бованенковского газоконденсатного минерально-сырьевых месторождений,
- формирование угольных центров на базе Печорского угольного бассейна,
- развитие Норильского промышленного района.
По его словам, документ должен объединить мероприятия нацпроектов и госпрограмм, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, а также программы развития арктических регионов и городов.
В начале ноября 2019 г. министерство внесло в правительство проект указа президента РФ «Об основах государственной политики в Арктике и национальной безопасности до 2035 г.»
Этот документ определяет национальные интересы России в Арктике и основные направления их реализации - цели, на основе которых выстраивается стратегия развития Арктической зоны до 2035 г.
Кроме того, окончательно согласован проект федерального закона об особом экономическом режиме в Арктике.
В данном документе все арктические проекты будут разделены по типам.
И с учетом этого будут предоставляться льготы.
Мировое сообщество скромно оценивает перспективы участия в СМП, поэтому даже 10 млн т/год транзита будет сделать непросто.
В январе 2020 г. ряд мировых мейджоров отказались использовать арктические пути для доставки своих товаров, поддержав октябрьскую 2019 г. инициативу Nike.
Но хуже обстоят дела с Норвегией, власти которой дерзко нарушают договор от 1920 г.
9 февраля 2020 г. исполнится 100 лет Договору о Шпицбергене, определившему международно-правовой статус архипелага.
Викинги каждый раз пользуются слабостью России, чтобы урвать себе кусочек Арктики.
В 1920 г. молодая советская страна признала суверенитет над островом Шпицберген за Норвегией, получив гарантии своего права вести там коммерческую деятельность.
Это кабальный договор, но после революции 1917 г. власти СССР в 1920 г. просто не могли противостоять норвегам на Шпицбергене.
После развала СССР в 1990х гг. власти Норвегии под шумок тоже пытаются урвать незаконных благ:
- ввели 200 - мильную зону и дерзко штрафуют российских рыболовов;
- в Российской экономической зоне Шпицбергена насаждаются законы Норвегии;
- водят ограничения на полеты вертолета;
- создают новые заповедники в Российской экономической зоне, что делает невозможным там коммерческую деятельность;
- объявила лицензионный раунд на освоение участков недр , в тч на шельфе Шпицбергена.
Если власти Норвегии закрепят контроль над Шпицбергеном, то трасса СМП между Шпицбергеном и материком станет территорией Норвегии.
Что будет, легко можно представить на примере Азовского моря, проход в которое идет через внутренние воды Керченского пролива России.
Все суда, идущие из Европы по СМП будут просить разрешения властей Норвегии на проход, а корабли Северного флота РФ вообще может забыть дорогу на запад в Европу через арктические моря.
Подробнее о освоении Арктики в журнале Neftegaz.RU
Автор: С. Бабаева, О. Бахтина