Соответствующее поручение было дано ведомствам по итогам рабочего совещания у вице-премьера РФ Д. Козака.
Для любознательных сообщим, что Банк качества нефти (БКН) – это не хранилище различных сортов нефти, а методика компенсации изменения потребительной стоимости нефти в результате ее смешения.
После того, как в августе 2013 г. Башнефть-Полюс начала пробную эксплуатацию месторождения им Требса и Титова, обеспокоенный возможным ухудшением качества нефти ЛУКОЙЛ засобирался было внедрить систему БКН на Варандейском нефтетерминале, расположенном на побережье Баренцева моря.
Но потом потихоньку началась эпопея поглощения Башнефти Роснефтью, и вопрос БКН на Варандее стал не главным для ЛУКОЙЛа.
Это позволит компаниям, сдающим нефть более высокого качества, компенсировать свои потери от ее смешения с низкокачественной нефти, сдаваемой другими компаниями.
Чего сейчас не делается.
Вернее, делается только в системе МНП КТК.
Для учета качества сырья используется 2 показателя, которые определяют экономику переработки и ценообразования на рынке: плотность нефти -о API и удельное содержание серы.
Пока жареный петух не клюнул, вопрос внедрения системы БКН не решался.
После нештатной ситуации с МНП Дружба на совещании Д. Козака, посвященному контролю качества нефти, наконец, решено:
-
система БКН станет финансовым инструментом для компенсации ухудшения показателей качества нефти в системе Транснефти по сравнению с показателями при сдаче в систему.
-
Минэнерго РФ и ФАС проработают механизмы создания фонда БКН, определить его оператора и сформировать перечень показателей и параметров БКН.
-
будет разработан порядок расчета премии или дисконта по совокупности показателей качества сдаваемой в систему Транснефти нефти с учетом ее распределения по направлениям.
-
правительство РФ приняло решение возложить на Транснефть ответственность за контроль качества нефти в нефтепроводах, а также на выходе из них, о чем говорится.
Примечательно, что в мероприятии приняли участие и представители Роснефти, но их в управление БКН пока не допустили.
Упомянутое решение опубликовано на сайте правительства РФ.
В протоколе совещания также предусмотрено:
-
право отказа грузоотправителей от некондиционной нефти «на выходе».
-
Минэнерго РФ и ФАС проработают порядок доступа грузоотправителей к материалам исследований показателей качества нефти, которые будет проводить Транснефть на приемо-сдаточных пунктах и в нефтепроводах.
-
Минэнерго РФ должно проработать вопрос о запрете приема нефти в нефтепровод через приемо-сдаточные пункты, которые не принадлежат Транснефти или добывающим компаниям, а также о запрете сдавать в нефтепровод нефть, содержащую продукты нефтепереработки.
-
ФАС поручено учитывать затраты компании, связанные с контролем качества нефти, в тарифах на ее транспортировку.
История вопроса
Напомним, что в магистральный нефтепровод (МНП) Дружба, по которому идет экспорт нефти из России через территорию Белоруссию в европейском направлении, в апреле 2019 г. попала нефть, загрязненная хлоридами.
Уже 24 апреля 2019 г. Польша и Украина перестали принимать нефть.
Прокачка кондиционной нефти из России возобновилась в Белоруссии, на Украине и далее в Словакии, Чехии и Венгрии в мае 2019 г.
Польша частично возобновила прокачку 10 июня 2019 г., а с 1 июля 2019 г. поставки по Дружбе были восстановлены полностью.
Подробнее о ситуации с Дружбой в сюжете «Запятнанная нефтью «Дружба»: кто виноват и что будет».
Автор: Н. Жабин, О. Бахтина