Об этом сообщила Госдума.
Документ был внесен группой депутатов - членов комитета Госдумы по бюджету и налогам во главе с председателем комитета А. Макаровым.
Целью корректировок является донастройка действующего механизма стабилизации цен с целью снижения давления со стороны мировых цен на нефть на внутренние розничные цены на нефтепродукты.
В частности, предусмотрено снижение условной средней оптовой цены бензина с 56 тыс. до 51 тыс. руб./т (41 руб./л на АЗС). Цену дизтоплива предложено снизить с 50 тыс. до 46 тыс. руб./т (41,75 руб./л на АЗС).
Одновременно устанавливается ежегодное увеличение оптовых цен на бензин и дизтопливо на 5% до 2024 г.
С 1 августа 2019 г. предлагается ввести демпфирующий механизм и в отношении авиационного керосина.
Законопроектом также предлагается установление дополнительного демпфера в размере 2 тыс. руб./т в случае реализации бензина и дизтоплива на базисах поставок, расположенных в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) по перечню утверждаемом правительством.
Компенсация выпадающих доходов федерального бюджета, возникающих в связи с принятием данных мер, предполагается за счет:
- с 1 октября по 31 декабря 2019 г увеличение на 150 руб./т действующей в настоящий период фиксированной надбавки к ставке налога на добыче полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти;
- применения дополнительного слагаемого к ставке НДПИ при добыче нефти, начиная с 1 января 2020 г., определяемого по формуле с полной корреляцией дополнительных расходов, связанных с предлагаемыми изменениями демпфирующего механизма;
- с 1 апреля 2020 г. предлагается признать подакцизными и отнести к средним дистиллятам все темные нефтепродукты, которые в настоящее время не признаются подакцизными товарами, в т. ч. мазут. Такая мера позволит также предотвратить оборот суррогатов средних дистиллятов под видом мазута и вакуумного газойля.
Демпфирующий механизм предоставляет возможность компенсировать часть стоимости получаемой нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) нефти для сдерживания роста цен на производимые ими нефтепродукты. Законопроект позволит повысить размер такой компенсации с 1 июля 2019 года с 60% до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива, а с 2020 года - с 50% до 68% для бензина и до 65% для дизтоплива.
Демпфер на авиакеросин, по аналогии с бензином, будет применяться в зависимости от разницы экспортных цен на авиатопливо и условной стоимости на него в России.
В 2019 г. условная цена установлена на уровне 48,3 тыс. руб./т.
Компенсация для авиакеросина составит 70% в 2019 г. и 65% с 2020 г..
Разработать механизм сглаживания колебаний цен на авиатопливо на внутреннем рынке поручил президент РФ В. Путин по итогам прямой линии, состоявшейся 20 июня 2019 г.
После резкого скачка цен на топливо весной 2018 г. правительство было вынуждено заключить с крупными нефтекомпаниями соглашение о заморозке цен, которое в последствии несколько раз продлевалось.
Правительство отказалось от его продления, власти уверены, что удерживать цены в рамках инфляции поможет демпфирующий механизм.
Ранее также рассматривался еще один инструмент регулирования внутреннего рынка - лицензирование экспорта.
Однако, как сообщил Д. Козак, на данный момент законопроект лежит на полке, а рынок удается регулировать экономическими методами.
Должно быть одним из таких методов является угроза повышения правительством экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в случае превышения допустимого роста цен на АЗС.
Этой непопулярной мерой в очередной раз нефтяникам 1 июля 2019 г. пригрозил премьер-министр Д. Медведев.
Автор: Д. Савосин