Об этом он заявил на совещании с вице-премьерами.
Тезисы Д. Медведева:
- обратный акциз, демпфер, цена отсечения - никто не понимает, что это такое, а людям важны цены как на бензоколонке, так и цены, которые есть в авиакассах;
- нужно следить за тем, что происходит. Если все-таки кто-то заиграется и посчитает, что в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится, придется тогда все-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали;
- будут действовать сдерживающие факторы, мы на это рассчитываем;
- хотел бы, чтобы компании, которые занимаются поставками нефтепродуктов, мои слова услышали, а вице-премьер Д. Козак имел это в виду в своей работе;
- соглашение с нефтекомпаниями о заморозке цен на бензин было временной мерой, в идеале должны заработать экономические механизмы - обратный акциз на переработанную нефть и демпфирующий механизм;
- нужно сделать более прозрачной систему биржевых торгов;
- очень важно в переходный период от действия соглашения с нефтяниками к обычному порядку обеспечить его спокойное прохождение;
- нужно скорее вносить законопроект по обратному акцизу на керосин по поручению президента.
- уверен в том, что необходимости дальнейшего ручного управления ценами на бензин с помощью индивидуальных соглашений сегодня нет;
- вместо соглашений будет работать экономический механизм, предусмотренный законом, и есть уверенность, что правительству удастся выдержать те параметры, которые намечены на долгосрочный период (рост в рамках инфляции);
- законопроект по сдерживанию цен на авиакеросин оперативно доработан, и он также предусматривает предоставление обратного акциза авиакомпаниям в случае, если конъюнктура мирового рынка на него будет приводить к увеличению цен на внутреннем рынке. Такой диспаритет возникает, когда цена нефти превышает 70 долл. США/барр.
До июля 2019 г. действовало соглашение о заморозке цен, которое было продлено в апреле 2019 г. на 2й квартал 2019 г.
Решение продлить его было принято для того, чтобы донастроить демпфирующий механизм, который не сработал в 1м квартале 2019 г.
Правительство согласилось скорректировать формулу демпфера через снижение цены отсечения - с 56 до 51 тыс. руб./т для бензина, и с 50 до 46 тыс. руб./т для дизтоплива.
Однако это потребовало дополнительных расходов бюджета, источник которых долгое время обсуждали Минэнерго и Минфин.
В конце апреля 2019 г. был достигнут консенсус по компенсациям нефтяникам - корректировка демпфирующего механизма будет проводиться за счет введения акцизов на все неподакцизные жидкие нефтепродукты и надбавки к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с привязкой к цене нефти.
При этом нефтяные компании в 2019 г. получат из ФНБ 400-450 млрд руб.
В итоге правительство решило не продлевать соглашение в надежде, что демпфер и угроза заградительных пошлин на нефть стабилизирует внутренний рынок.
Автор: Д. Савосин