Китай собрался создать Международный морской судебный центр (ММСЦ).
Об этом в воскресенье, 13 марта 2016 г поведал, председатель Верховного народного суда КНР Ч. Цян.
Создание ММСЦ и оптимизация работы морских судов, по мнению Ч. Цяна, позволит решительно защитить национальный суверенитет Китая, морское право и другие ключевые интересы.
Подробности проекта создания ММСЦ пока не анонсированы, но известно, что Китай намерен учредить ММСЦ именно в КНР, которая обладает самым большим флотом в мире.
Вместе с тем, заявлено, что в 2015 г суды в Китае рассмотрели порядка 16 тыс дел по морскому праву.
Страна - не маленькая, и судов там много, но такое количество дел - это мировой рекорд.
Можно предположить, что создание ММСЦ связано со спорными районами в Южно-Китайском море, богатом морскими и углеводородными ресурсами.
Запасы нефти и газа на континентальном шельфе Южно-Китайского моря составляют 213 млрд бнэ. Это больше, чем запасы в России.
США предполагают, что в районе Рид-бэнк архипелага Спратли может быть до 5,4 млрд барр нефти и до 55,1 трлн м3 природного газа.
Китай, пока добывая на шельфе порядка 16 млн т/год нефти, после вывода на полку месторождений в спорных районах сможет увеличить добычу более, чем в 5 раз - до 100 млн т/год (748 млн барр/год) нефти.
Нефтяной рынок от этого сильно вздрогнет, потому что это около 2 млн барр /сутки нефти.
Как известно, Иран 13 марта 2016 г заявил, что заморозит добычу на уровне 4 млн барр/сутки.
Иранское предложение продолжит давить на мировой спрос, а китайский довесочек в 2 млн барр/сутки еще надолго не позволит стоимости нефти подняться выше 40 долл США/барр.
А пока Китай ведет в этих районах активные геологоразведочные работы.
Летом 2014 г CNPC с помощью нефтедобывающей платформы разведала признаки наличия залежей нефти и газа рядом со спорной территорией Парасельских островов (Сенкаку).
В июне 2014 г Китай приступил к возведению искусственных островов общей площадью 1120 га в районе островов Спратли на юго - западе Южно-Китайского моря.
На искусственных островах будут построены: стадион, теплицы и жилая и производственная инфраструктура, причалы для кораблей водоизмещением до 5 тыс тонн, и грузовые терминалы для крупнотоннажных судов.
Это не фантастика.
Еще во времена СССР похожие острова были построены на месторождениях на Каспии.
Сейчас там есть даже 5- этажные дома.
Китай уверен, что большой кусок акватории Южно-Китайского моря, через который проходят морские торговые пути объемом торговли более 5 трлн долл США /год, это китайские внутренние воды, а Парасельские острова и архипелаг Спратли принадлежат Китаю.
С этим категорически не согласны Вьетнам, Малайзия, Бруней, Филиппины и Тайвань.
В мае 2014 г Вьетнам обвинил Китай в попытке установить полупогружную буровую платформу (ППБП) для добычи нефти в районе Парасельских островов.
Несмотря на неравный вес, ВМС Вьетнама сорвали планы бурения.
Правда уже летом 2015 г ППБУ Hai Yang Shi You 981 китайской CNOOC непринужденно вернулась на точку бурения.
Япония тоже не согласна, но гораздо мягче.
В ноябре 2015 г Япония заявила, что не будет увеличивать присутствие сил самообороны в спорных районах.
США традиционно активны, заявляя о том, что спорная морская территория должна рассматриваться, как свободные для навигации международные воды.
В январе 2016 г к Парасельским островам США направили ракетный эскадренный миноносец Кертис Уилбур (Curtis Wilbur DDG 54 класса Arleigh Burke), вероятно, на всякий случай.
Кому принадлежат спорные районы Южно-Китайского моря?