31 августа 2017 г в правительстве РФ прошло заседание, на котором участники обсудили ряд вопросов, в том числе и госпрограмму «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
Об этом сообщает пресс-служба кабмина РФ.
Начав выступление, Д. Медведев рассказал о том, что в России с 2015 г действует государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны на период до 2020 г».
Документ - основной, который важен для освоения арктического Севера.
Д. Медведев пояснил, что любой закон имеет свойство устаревать, тем более, когда планов становится больше, а финансирование остается прежним.
По словам премьера, у данной госпрограммы нет нормального собственного финансирования, что, конечно, не соответствует масштабу наших планов по развитию этого уникального региона.
В связи этим прошел ряд совещаний, по итогам которых было решено обновить редакцию программы и придать ей более весомый вид.
В том числе и финансовый.
Основные тезисы обновленной версии госпрограммы по освоению Арктики:
- Действие программы будет продлено до 2025 г.
У России в Арктике есть крупные инфраструктурные проекты.
Предстоит решить задачи по промышленному освоению арктического шельфа, развитию науки и технологий для более эффективного использования ресурсной базы.
- Программа будет сосредоточена на 3х основных направлениях: формирование в арктических регионах точек экономического роста, так называемых опорных зон.
Это дальнейшее развитие Северного морского пути (СМП), инфраструктуры, которая обеспечивала бы мореплавание в акватории.
И еще одно направление – освоение континентального шельфа с помощью современной техники и технологий.
- Программа получит адекватное финансирование.
Деньги из федерального бюджета будут выделяться в несколько этапов.
На 2м этапе предусмотрено выделение из федерального бюджета порядка 12 млрд рублей, на 3й этап (2021–2025 гг) при условии дополнительного ресурсного обеспечения планируется почти 150 млрд рублей.
Д. Медведев так же призвал всех участников активнее привлекать к этой работе предпринимательский мир, по максимуму использовать принцип государственно-частного партнерства.
Далее с докладом выступил глава Минэкономразвития РФ М. Орешкин, которого западные СМИ окрестили новым фаворитом В. Путина.
По его словам обновленный проект госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны страны – целый комплекс мероприятий по освоению региона с 2018 по 2025 гг.
Подготовительный этап программы, который начался в 2015 г, в настоящее время завершен.
Его результатом стала подготовка текущего проекта и формирование круга участников программы.
В их числе 11 федеральных органов исполнительной власти и Курчатовский институт.
Дальнейшая реализация госпрограммы планируется в 2 этапа и по 3 направлениям:
- Начальный этап запланирован на 2018–2020 гг.
Для его реализации необходимо предусмотреть в бюджете 12 млрд рублей на ближайшую трехлетку.
- Завершающий этап растянется с 2021 по 2025 гг и потребует ассигнований в размере 58 млрд рублей гражданских ведомств.
В рамках 3х направлений запланировано 22 мероприятия.
Коротко о направлениях и ключевых разделах:
- Подготовка 8 территорий, или опорных зон развития.
В том числе будет создана нормативно-правовая база и проведены необходимые научно-исследовательские работы.
Ключевой проект подпрограммы – это запуск плавучей обсерватории «Северный полюс».
Она обеспечит проведение исследований и мониторинга природной среды в широтах Северного Ледовитого океана.
Обсерватория будет сдана уже в рамках 1го этапа.
- Мероприятия по развитию арктического судоходства: создание единой информационной и телекоммуникационной системы транспортного комплекса, а также реконструкцию Жатайского судоремонтно-судостроительного завода.
Задача – полностью использовать потенциал СМП и прилегающих речных арктических маршрутов для внутрироссийского и международного товарообмена.
- Освоение запасов полезных ископаемых, в том числе на территории континентального шельфа.
Начало ее активной реализации запланировано на 2021 г.
Высказаться о новой госпрограмме решил и Д. Рогозин.
Он пояснил, что уже идет работа по привлечению частного капитала к арктическим проектам.
- Мы прорабатываем вопрос привлечения участников большого ямальского проекта к формированию программы создания атомного ледокола «Лидер».
Потому что именно он на рубеже 2024–2025 гг (если он будет создан, а проект его у нас уже существует) откроет для нас всесезонность прохождения восточного маршрута Северного морского пути, то есть от Сабетты, от Ямала, направо, в сторону Юго-Восточной Азии.
Как раз тем, о чем Вы сказали, мы сейчас и занимаемся, - пояснил Д. Рогозин.
В ходе обсуждения программы была внесена еще 1 задача - разработка прототипов перспективных автономных подводных комплексов сейсморазведки и бурения.
Подводные роботизированные аппараты будут предназначены для поиска, обустройства месторождений и добычи углеводородов как на арктическом шельфе, так и в любом другом районе Мирового океана.
К их созданию будут привлечены ведущие российские предприятия Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и Росатома.
Непосредственные работы по проектированию комплексов выполнит Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ)Рубин во взаимодействии с Фондом перспективных исследований (ФПИ).
По предварительным оценкам, применение роботов для поиска и добычи арктической нефти даст России преимущества по сравнению с существующими методами и техническими системами — донными сенсорами и надводными судами с сейсмокосами.
Разработанный ЦКБ Рубин проект прототипа робототехнической системы для сейсморазведки на арктическом шельфе предполагает создание опускаемого на морское дно с надводного судна или с подлодки «гаража» на несколько мини-субмарин с гидро- и геоакустическими сенсорами, способными длительное время находиться в автономном плавании и проводить исследования шельфа Мирового океана на наличие полезных ископаемых.
В ряде районов Арктики, в которых обнаружена нефть, ее нельзя добыть с помощью буровых платформ либо движение айсбергов не позволяет защитить устье скважины.
В этом отношении мониторинг состояния и любые возможности подледной работы с помощью автономных станций чрезвычайно важны.
Прочитать эту новость in English.