За время действия соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК о сокращении добычи нефти, федеральный бюджет РФ дополнительно получил 1,7 трлн руб, а общий эффект, полученный за 2 года, достиг 2,5 трлн руб.
Об этом глава Минэнерго РФ А. Новак сообщил 13 февраля 2018 г на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике.
Выступая перед сенаторами, А. Новак рассказал об основных итогах и задачах развития отечественного ТЭК.
Главным вопросом стала реализация соглашения ОПЕК+ и эффект от этой сделки для российской экономики.
Так, благодаря Венским соглашениям, в 2016-2017 гг федеральный бюджет получил дополнительные поступления в размере около 1,7 трлн руб.
Доходы российских нефтяных компаний А. Новак оценил в 700 млрд руб.
Таким образом, совокупный эффект от сделки ОПЕК+ для России за 2 года составил почти 2,5 трлн руб.
Продолжая тему доходной части федерального бюджета, А. Новак отметил, что российский бюджет может получить дополнительно до 1 трлн руб в случае введения налога на дополнительный доход (НДД).
НДД призван частично заменить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
НДД, в отличие от НДПИ, будет взиматься не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.
Пилотный проект по переходу на НДД планировалось запустить с 2018 г, однако принятие соответствующей нормативной базы все время тормозится.
По расчетам Минэнерго РФ, принятие закона об НДД до 2035 г дополнительно даст 100 млн т добычи, около 1 трлн руб инвестиций и такой же объем доходов в бюджеты разных уровней.
Решение о возможности распространения НДД может быть принято спустя 2-3 года после завершения пилотного проекта, который планируется запустить в начале 2019 г.
Отдельно А. Новак отдельно выделил закон «Об альтернативной котельной» (№279-ФЗ), направленный на создание условий для надежного теплоснабжения, включая модернизацию тепловых сетей.
Метод альтернативной котельной позволит обеспечить 200-300 млрд руб/год инвестиций в теплоснабжение.
Нормативная база в рамках этого закона будет разработана в течение 1го-2го квартала 2018 г.
Всего должно быть подготовлено 10 нормативно-правовых актов, из них 3 уже принято.
Пилотные проекта, по оценкам А. Новака, можно будет запускать с 1 июля 2018 г.
Потенциальными участниками по внедрению новой модели рынка тепла уже являются 13 субъектов РФ.
В заключение доклада глава энергетического ведомства поблагодарил сенаторов за конструктивный диалог между Минэнерго РФ и СовФедом.