София, 20 июл- ИА Neftegaz.RU. Парламент Болгарии 19 июля 2018 г хотел внести поправки партии GERB и поручить министру энергетики Т. Петковой (Petkova) предпринять необходимые действия для достижения соглашения с Комитетом Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике.
Так планировалось, но дело это непростое и, похоже, опять затягивается.
Антимонопольное расследование ЕС было инициировано в отношении Болгарского энергетического холдинга (BEH) и его дочек - Bulgartranzgas и Bulgargas из-за подозрений на доминирующее положение на рынке газа в Болгарии.
Болгарская газотранспортная система (ГТС) принадлежит Bulgartransgaz, который накопил долг в 1 млн евро в государственный бюджет.
Холдинг BEH был создан в 2008 г тогдашним премьер-министром С. Станишевым в целях перекрестного субсидирования государственных компаний в убыток.
Bulgargaz - крупнейшая болгарская газораспределительная компания.
Предложенная структура помогла сохранить монополии живыми и противостоять правилам либерализации ЕС.
Поэтому, если в отношении магистрального газопровода (МГП) Южный поток власти Болгарии преданно выполнили все требования ЕК, то по по газовому делу BEH консенсуса с ЕС не было долгое время.
Все началось с иска частной газовой компании Overgas.
В 2010 г Булгартрансгаз заблокировал доступ Overgas к ГТС, после чего компания подала жалобу в ЕК, которая в 2011 г провела проверки в нескольких болгарских газовых компаниях в рамках более широкого антимонопольного дела Газпрома.
Overgas - частная болгарская газораспределительная компания, в которой Газпром имел паритетную с неким С. Дончевым долю участия 50%.
Компания была создана еще при прежнем руководстве, и новые руководители Газпрома еще в 2002 г предполагали избавиться от таких посредников.
В декабре 2006 г действующий транзитный контракт между Газпром экспортом и Булгаргазом был продлен с 2010 г до 2030 г.
В 2010 г Газпром прекратил поставки Overgas сетевого газа, а в 2015 г и вовсе решил продать свою долю участия продать.
Власти Болгарии в мае 2017 г поддержали предложение Газпрома по урегулированию антимонопольного дела, предварительно одобренные Еврокомиссией.
Там не было финансовых санкций против Газпрома, и болгары рассчитывали, что не будет санкций и против BEH.
Однако 9 ноября 2017 г Европейская комиссия отклонила мягкие обязательства, взятые на себя болгарской стороной, и болгары поняли, что штраф 330 млн евро будет (до 10% оборота BEH).
Тогда в конце ноября 2017 г национальный парламент ( все 176 присутствовавших депутатов) дерзко принял решение о закрытии дела BEH без признания каких-либо правонарушений и без взятия на себя ответственности и обязательств по выполнению решения ЕС, в тч санкционных в отношении BEH.
Почему ЕС достиг соглашения с Газпромом без финансовых санкций, разрешив реструктуризацию? - вопрошали они.
Позже стало известно, что если болгары пойдут на мировую с ЕК, то штраф им могут скостить на 30%.
Было странно, что болгары не идут на мировую.
Конечно, масштабы действий BEH и Газпром несопоставимы, но матрица действий схожа.
По начавшемуся в 2012 г антимонопольному делу Газпрому грозило до 8 млрд долл США штрафов.
За прошедшее время Газпром серьезно изменил позицию, стал мягче в переговорах с ЕС, иногда даже в чем-то просит согласие.
BEH и ее дочерние компании, ранее отказавшись принять рекомендации комиссии ЕС по конкуренции избегают корректирующих действий - реструктуризации структуры собственности.
К сожалению, вариант несоблюдения правил ЕС для Болгарии не существует.
Попытки решить в свою пользу газовое дело в период председательства Болгарии в ЕС не удались.
И после перехода председательства в ЕС к Австрии болгары потихоньку начали смягчать свою позицию.
8 июля и 12 июля Комиссия по энергетике заслушала Т. Петкову и группу BEH по газовому делу и о существовании вновь открытых обстоятельств, которые могут иметь оправдательный или, по крайней мере, значительно смягчающий характер.