Москва, 25 июл - ИА Neftegaz.RU. Госдума РФ в 1м чтении приняла законопроект, определяющий полномочия Росатома в сфере развития и функционирования Северного морского пути (СМП) и прилегающих территорий.
Такое решение было принято на заседании Госдумы 24 июля 2018 г.
Законопроект подготовлен во исполнении инициативы правительства РФ о создании инфраструктурного оператора СМП на базе Росатома.
В документе закрепляются полномочия Росатома, связанные с выполнением функций по обеспечению круглогодичного мореплавания и развитием инфраструктуры СМП.
Так, у Росатома будет сосредоточен ряд компетенций, в т.ч в сфере судоходства, безопасности мореплавания, развития портовой и энергетической инфраструктуры в акватории СМП и на прилегающих территориях, а также в области обеспечения необходимых при этом сервисов.
В частности, предусматривается наделение Росатома полномочиями:
- главного распорядителя бюджетных средств,
- получателя бюджетных средств,
- главного администратора доходов бюджета,
- государственного заказчика госпрограмм в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП,
- по обеспечению навигации и круглогодичной проводки по СМП.
Законопроектом закрепляется «принцип 2 ключей», т.е отдельные акты в сфере функционирования СМП должны утверждаться Минтрансом РФ по согласованию с Росатомом.
К таким актам, в частности, относятся:
- обязательные постановления в морском порту, расположенном в акватории СМП, правил ледокольной проводки судов, правил ледовой лоцманской проводки судов и правил проводки судов по маршрутам в акватории СМП, положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов;
- перечень морских портов СМП;
- перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту СМП;
- решение об открытии морского порта СМП.
По Северному морскому пути курсируют суда не одного только Росатомфлота.
Совкомфлот также обладает достаточными ресурсами и флотом для круглогодичной транспортировки углеводородов в районах со сложными ледовыми условиями, в т.ч. по СМП.
Тем более что в июне 2018 г им было подписано соглашение о сотрудничестве с НОВАТЭКом.
Да и сам НОВАТЭК не оставляет надежд создать конкуренцию Совкомфлоту и Росатомфлоту.
В планах компании, помимо проекта Портофлот, строительство ледоколов для обеспечения отгрузки из порта Сабетта.
И если подумать, что конкуренция в хорошем смысле слова еще никому не вредила.
Северный морской путь - судоходный маршрут в российской Арктике.
СМП проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых,Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек.
Длина СМП от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения - 5,6 тыс км.
Продолжительность навигации составляет 2-4 месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной.
В 2016 г объем перевозок грузов по СМП составил 7,5 млн т, а в 2017 г этот показатель составил уже 10,7 млн т.
В 2018 г ожидается рост объема перевозки грузов по СМП до 12-14 млн т.
Главное направление развития СМП связано с обеспечением вывоза углеводородов и других полезных ископаемых.
Речь идет о 15 15 действующих и перспективных проектах, 11 из которых связаны с добычей нефти и газа, 4 - руд и угля (Варандей, Ямал СПГ, Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск и др).