Тюмень, 20 сен - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго РФ рассчитывает на то, что обсуждаемые в правительстве меры по стимулированию добычи, позволят России остаться лидером по поставкам нефти после 2022 г.
Об этом 19 сентября 2018 г в ходе Тюменского нефтегазового форума (ТНФ) сообщил замминистра энергетики РФ А. Текслер.
В настоящее время Западная Сибирь теряет до 3% добычи нефти в год из-за того, что ряд запасов становится невыгодно добывать.
Тенденция эта не новая, она прослеживается уже на протяжении почти 10 лет.
В перспективе, при сохранении этого тренда, падение добычи нефти в Западной Сибири, ключевом российском нефтедобывающем регионе, может обернуться утратой лидирующих позиций России на мировом рынке.
Основной ресурс, который вырабатывают нефтяные компании, так или иначе базируются на заделе, сформированном во времена Советского Союза.
За пределами 2022 г Минэнерго видит перспективы истощения действующих месторождений.
Поэтому важно принятие решений, направленных на увеличение объемов добычи, для чего потребуется трансформировать фискальную систему как основной фактор, влияющий на экономику работы нефтяного сектора.
Напомним, что 18 сентября 2018 г глава Минэнерго РФ А. Новак на совещании у премьер-министра Д. Медведева по развитию нефтедобывающей отрасли озвучил прогнозные показатели по добыче нефти.
В 2018 г добыча нефти в России составит 553 млн т, а в 2021 г страна выйдет на пик добычи - 570 млн т/год.
Однако без стимулирования отрасли к 2035 г показатель может упасть на 44%, до 310 млн т.
Чтобы не допустить реализации этого сценария, Минэнерго и Минприроды РФ предлагают 6 новых типов мер и льгот, направленных на стимулирование добычи.
- Механизм применения повышенного коэффициента амортизации на инвестиции в Западной Сибири.
Дополнительный объем добычи в период с 2019 г по 2035 г ожидается в объеме до 461 млн т, прирост налогов - 5,3 трлн руб, допинвестиций - 1,862 трлн руб.
- Стимулирование геологоразведочных работ (ГРР) за счет налогового вычета по налогу на прибыль для расходов по ГРР.
- Расширение действия налога на дополнительный доход (НДД) на все месторождения Западной Сибири.
Реализация этих 2 мер приведет к росту налогов на 1,2 трлн руб и инвестиций на 3,5 трлн руб до 2035 г.
- Изменение подхода к предоставлению льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых месторождений.
Минэнерго предлагает изменить критерий начала действия льгот - им может стать момент достижения выработанности запасов на уровне 1% вместо фиксации конкретной даты начала и окончания льгот по НДПИ.
Дополнительный объем добычи до 2021 г составит около 25 млн т, дополнительные поступления в бюджет - около 265 млрд руб.
- Стимулирование третичных методов увеличения нефтеотдачи, в частности, использование полимеров, закачки CO2 в пласт для повышения коэффициента извлечения нефти.
- Использование в качестве перспективной ресурсной базы нефтяных оторочек газонефтяных или газоконденсатно-нефтяных залежей.
В настоящее время нефтяные оторочки практически не вводятся в разработку из-за нерентабельности.
Предполагается, что предоставление льгот будет сопровождаться заключением инвестсоглашений между нефтяными компаниями и правительством.
Выступая на ТНФ 19 сентября 2018 г А. Текслер высказал надежду, что Минэнерго РФ удастся быстро продвинуть эти инициативы.
В этом случае новые стимулы для нефтедобывающих компаний начнут применяться в ближайшее время.
Предпосылки для такого развития событий имеются.
Минфин РФ, традиционный антагонист Минэнерго в вопросах стимулирования нефтяной отрасли, на этот раз не против инициатив энергетического ведомства.
В ходе ТНФ, замминистра финансов РФ И. Трунин не стал критиковать предложения Минэнерго и Минприроды и назвал их в целом правильными.
Правда с небольшой оговоркой, что этот вопрос еще нужно прорабатывать.
Но в целом предложения Минэнерго и выбранные направления поддержки И. Трунин назвал очень важными.
Поддерживающие меры по амортизации важны для инвестиций, также необходима поддержка ГРР, разработки малых месторождений и нефтяных оторочек.
По словам И. Трунина, перед окончательным решением по стимулирующим мерам необходимо провести инвентаризацию старых льгот и оценить их эффективность.
Так, решение о переходе всех месторождений Западной Сибири на НДД нужно принимать только спустя один налоговый период после запуска пилотного проекта в январе 2019 г и детального анализа.
Изменения могут быть приняты в весеннюю сессию Госдумы в 2019 г.
Автор: Е. Алифирова