Москва, 18 сен - ИА Neftegaz.RU. Д. Медведев деловито поведал о необходимости увеличения объемов геологоразведочных работ (ГРР) и разработки трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) нефти, а Д. Козак - необходимости ввести дифференцированное налогообложение для стимулирования разработки ТРИЗов.
Об этом сообщило правительство РФ по результатам проведенного 18 сентября 2018 г правительственного совещания о развитии нефтяной отрасли промышленности и стимулировании добычи нефти.
Любой школьник знает, что для сохранения уровня добычи нефти необходимо:
- вкладывать инвестиции в ГРР, чтобы обеспечить воспроизводство запасов нефти;
- вкладывать инвестиции в строительство скважин и их ремонт (КРС), потому что в отличие от саудовских скважин дебит нефти российских скважин не так велик, и чтобы добывать нефть российским компаниям необходимо иметь и обслуживать большое хозяйство скважин;
- сейчас, после внедрения Пенсионной реформы, может ухудшится и кадровая ситуация в нефтянке, особенно в среде пожилых буровиков, которым вряд ли понравится до смерти работать в непростых условиях нефтянки.
Российские чиновники до 2016 г не раз мажорно утверждали, что себестоимость нефти в РФ составляет смешные цены где-то около 2 долл США/барр, хотя так думают не все.
Более опрошенных читателей Neftegaz.RU уверены, что с/стоимость нефти выше 16 долл США/барр.
Сакраментальный вопрос обывателей - куда уходили остальные 100 долл США/барр до падения цены в 2014 г, традиционно, остается без ответа властей РФ.
А зря, потому что нынешняя ситуация в нефтянке сложилась именно при нынешней власти.
Если бы коррупция в РФ не была бесконтрольной, а ее параметры контролировали власти, если бы инвестиционные приоритеты в нефтянке были расставлены своевременно, то и проблем бы не было.
По официальным данным себестоимость добычи в ОАЭ составляла около 3,8 долл США/барр, в Саудовской Аравии - 5 долл США/барр, в России и Венесуэле - до 16 долл США/барр, в Эквадоре 39 - долл США/барр.
Для сравнения, средний дебит нефти 3,5 тыс скважин у саудитов составляет около 0,4 т/сутки (400 кг) на 1 скважину, в РФ дебит 170 тыс скважин - 0,008 т/сутки (8 кг) на 1 скважину.
Мало того, что добыча нефти в РФ существенно дороже, еще добавьте суровые условия добычи, особенно в Арктике.
Поэтому, к примеру, саудовским шейхам гораздо легче не только удерживать, но и наращивать добычу нефти.
В России шейхи официально не распространены, но да и извлекать нефть труднее, что создает правительству дополнительные вызовы.
Тезисы Д. Медведева:
- нефтяная промышленность - важнейшая часть российской экономики.
В инвестиционных, инфраструктурных проектах нефтяных компаний участвуют предприятия смежных отраслей промышленности.
Нефтяники выплачивают в бюджет, в среднем, 2/3 выручки.
Благодаря этому обеспечивается решение национальных задач.
Как бы правительство не старалось развивать несырьевой экспорт, ситуация пока именно такая.
Поэтому правительство уделяет большое внимание нефтянке РФ;
- за последние годы появились новые технологии добычи и переработки сырья.
Конкуренция на энергетических рынках постоянно обостряется.
Основными потребителями нефти становятся развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
- Правительство создает стимулы, преференции на шельфе, в ДФО и СКФО, Арктике, чтобы российские нефтяные компании могли адекватно отвечать на эти вызовы.
С 2019 г льготы получат компании, которые применяют наиболее современные технологии.
В начале 2019 г для ряда месторождений вводится новый, более гибкий налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья - НДД, позволяющий перенести основную часть фискальной нагрузки на более поздние этапы разработки недр;
- для стратегического развития отрасли все более важными становятся разведка и освоение новых месторождений.
Если этого не делать, то, по прогнозам экспертов, уже после 2021 г уровень добычи начнет снижаться, а к середине 2020х гг будет заметно ниже нынешнего.
Извлекать сырье из существующих месторождений будет все менее рентабельно из-за ухудшения геологических условий добычи и дороговизны применяемых технологий.
Необходимо увеличивать ГРР, а также обеспечивать добычу на месторождениях с ТРИЗ;
- существует мнение, что имеющиеся меры поддержки не всегда попадают в цель.
Для решения этого вопроса необходимо провести инвентаризацию запасов углеводородного сырья, детально оценить существующую систему льгот, выработать предложения о точной настройке механизмов стимулирования, чтобы предоставление льготы давало ожидаемый результат;
- изменения налогообложения отрасли не должны идти в ущерб ни нефтяным компаниям, ни российским потребителям нефтепродуктов;
- весной 2018 г уже складывалась непростая ситуация с ценами на топливо.
Ее пришлось исправлять в ручном режиме.
В 2018 г лимит повышения цен уже выбран и повторения таких событий допустить нельзя.
Контролировать ситуацию на топливном рынке нужно очень жестко.
В случае если динамика цен станет неконтролируемой, придется повысить вывозные пошлины на нефть и нефтепродукты.
Д. Медведев с любопытством поинтересовался у Д. Козака, почему вопрос о необходимости стимулирования нефтянки возник несмотря на рост инвестиций, рост цены на нефть, рост добычи нефти и прибыли нефтяных компаний. Д. Козак, показав нешуточное владение нефтяной терминологией, ответил уверенно и непоколебимо.
Тезисы Д. Козака:
- в перспективе ожидается истощение запасов доступной для добычи сырой нефти и существенное увеличение затрат.
Еще порядка 2 лет нефтянка в рамках действующих правил поработает, а затем начнется наблюдаться снижение, потому что очень много ТРИЗ, обводненных, находящихся в сложных геологических условиях запасов, по которым себестоимость добычи растет;
- сегодня нефтянка имеет сверхдоходы в т.ч за счет того, что в РФ огромные запасы, низкая себестоимость добычи.
Но перспективы такие: легкоизвлекаемые запасы истощаются, много брошенных месторождений, которые не осваиваются из-за того, что не являются выгодными;
- встает вопрос о том, чтобы не предоставить льготы, а подойти дифференцированно к налогообложению различных запасов нефти.
- речь не идет о том, чтобы потерять доходы федерального бюджета, речь идет о том, чтобы их не потерять.
Если не осваивать ТРИЗы, то к 2035 г по оптимистичному сценарию добыча сократиться в 2 раза, а по пессимистичному - почти в 4, до 146 млн т;
- необходима выработка мер.
Работать необходимо не с наскока.
Новые месторождения не осваиваются, они все стоят на балансе нефтяных компаний и декларируются, как имеющие соответствующие запасы.
Это нужно для капитализации компаний.
Необходимо провести инвентаризацию того, что стоит на балансе у нефтяных компаний, по единым критериям оценить эти месторождения: являются ли они ТРИЗами или нет.
И с учетом этих единых критериев оценки решить вопрос, к каким типам месторождений (не к какой компании персонально, а к каким типам месторождений) какие дифференцированные методы налогообложения применять;
- уже к 1 ноября 2018 г должна быть «дорожная карта» по инвентаризации месторождений и по установлению дифференцированных подходов к налогообложению по этим месторождениям.
Минэнерго, Минприроды вместе с нефтяными компаниями должны оценить месторождения с точки зрения геологических условий, с точки зрения извлекаемости ресурсов, выработать эти критерии и наложить эти критерии на все те запасы, которые имеются;
- на месторождениях где будет применяться пониженная налоговая ставка должно быть оформлено обязательство по срокам разработки для нефтяных компаний.
В последнее время тема разработки ТРИЗов в России особенно актуальна.
Специально для отработки технологии по разработке ТРИЗ Газпромнефть, к примеру, создала технологический центр Бажен, который начнет свою работу осенью 2018 г.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина