Москва, 2 окт - ИА Neftegaz.RU. Минэнерго РФ считает возможным реализацию СПГ-проекта на базе Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ) к 2035 г., его мощность может составить 7,5 млн т/год.
Об этом 2 октября 2018 г. сообщил замминистра П. Сорокин на выездной панельной сессии Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) «Новая карта мирового рынка СПГ и экологические преимущества природного газа» в рамках РЭН-2018.
Участники этой панельной сессии откровенно порадовали не только самой поездкой самой поездкой в порт Сабетту.
На морозе и мысли яснее, и разговор конкретнее:
- Л. Михельсон анонсировал строительство 4х ледоколов на СПГ для работы в Обской губе;
- Катар подтвердил намерение Qatar Petroleum к 2025 г. увеличить производство СПГ с текущих 77 млн т/год до 110 млн т/год.
Тезисы от П. Сорокина:
- реализация СПГ-проекта на базе Штокмановсокго ГКМ Минэнерго РФ учитывает в своих долгосрочных прогнозах;
- разработка месторождения была заморожена;
- Россия может увеличить производство СПГ еще на 90 млн т/год к 2035 г. (без учета 3х линий Ямал СПГ и 1й очереди Сахалин-2), причем основной вклад внесут проекты на территории Ямала, через 20 лет здесь может производиться около 80 млн т/год СПГ.
Из презентации замминистра также следует, что к 2035 г. в России могут быть построены
- Арктик СПГ-2 (мощность - 18,3 млн т/год);
- 4я линия Ямал СПГ (0,9 млн т);
- Арктик СПГ-3 (19,8 млн т);
- СПГ-завод рядом с компрессорной станцией Портовая (1,5 млн т);
- Высотцк СПГ (0,7 млн т);
- 2я очередь Сахалин-2;
- Балтийский СПГ (10 млн т);
- Печора СПГ (5 млн т);
- Дальневосточный СПГ (6,2 млн т);
- СПГ-завод на базе Штокмановского месторождения (7,5 млн т);
- еще ряд СПГ-проектов НОВАТЭКа мощностью 14,5 млн т.
История Штокмановского проекта печальна.
Газпром рассматривал возможность строительства СПГ завода на ресурсной базе на Штокмане с поставкой в США еще в 2008 г.
Газ со Штокмана после сланцевой революции в Америке стал попросту не нужен.
США не только отказались от импорта СПГ от своего партнера -Катара, но и начали подумывать об экспорте американского СПГ.
Одновременно в Европе и на Украине случилось снижение темпов роста потребления российского газа, и востребованность Штокмана для поставок в Европу тоже оказалась под вопросом.
Открытие Южно-Киринского ГКМ на шельфе острова Сахалин сделало транспортировку газа со Штокмана по Севморпути в страны АТР не столь конкурентной.
В 2012 г Газпром временно отказался от проекта.
Возврат капитала на проекте Штокман оказался слишком низким, проще деньги отдать в банк, ждем, когда найдутся более дешевые технологии или цены станут выше, - бодро заявил 26 июня 2013 г С. Куприянов.
Пока добыча на Штокмановском ГКМ в Программе по освоению углеводородов на российском шельфе до 2040 г стоит на 2028 г.
В 2013 г. Газпром вяло возвращался к идее построить СПГ на Балтике.
Позже, из-за упавших цен на нефть и угрозы секторальных санкций, сроки ввода СПГ были сдвинуты до 2021 г.
В апреле 2015 г. было принято окончательное инвестрешение (ОИР) о строительстве СПГ.
Предполагалось, что будут использованы технологии крупнотоннажного сжижения газа либо Shell, либо Linde
В июне 2016 г. Газпром и Shell подписали Меморандум о взаимопонимании.
В августе 2017 г. Газпром и Shell договорились о выполнении технико-экономического исследования по проекту Балтийский СПГ.
Почему Газпром решил вернуться к идее Балтийского СПГ, а не СПГ - завода где-нибудь поблизости от Штокмана на побережье арктических морей?
Основная проблема СПГ-транспортировки - это появление отпарного газа и, как следствие, изменение компонентного составва СПГ.
Чем длиннее плечо доставки, тем больше проблем, и, соответственно, выше цена СПГ.
Балтийский СПГ выгоден коротким плечом доставки российского газа в Европу.
Это ошеломляющее преимущество российского СПГ немало опечалит не только катарцев - наших новых друзей по Роснефти, но и существенно снизит конкурентноспособность американского СПГ.
Есть червячок сомнения в том, что именно это явилось целью реанимации проекта Штокман властями РФ.
А газ со Штокмановского ГКМ будет, вероятно, доставляться по морскому МГП сначала до побережья РФ, а затем по сухопутному МГП поступать в ГТС РФ, откуда распределяться хоть на Балтийский СПГ-завод, хоть поступать по МГП Сила Сибири-2 в Китай.
Неслучайно разговоры о Штокмане возобновились после стремительного реанимирования властями Китая проекта МГП Сила Сибири -2 (западный маршрут, МГП Алтай) в сентябре 2018 г.
Основная цель реанимации Штокмана - увеличить ресурсную базу ГТС РФ.
Штокмановская структура была выявлена в 1981 г. в результате комплексных морских геофизических исследований, проведенных специалистами треста Севморнефтегеофизика с научно-исследовательского судна (НИС) Профессор Штокман.
Хотя основная нагрузка по бурению скважин была на буровом судне Валентин Шашин.
Изучение геологического строения Штокмановского ГКМ было начато в 1981 г.
Штокмановское ГКМ расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря в 550 км к северо-востоку от г. Мурманска.
Ближайшая суша (около 300 км) - западное побережье архипелага Новая Земля.
Глубины моря в этом районе колеблются от 320 до 340 м.
Разведанные запасы по состоянию на 2006 г. составляли 3,7 трлн м3 газа и 31 млн т газового конденсата!
Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата владеет Газпром нефть шельф, 100 % дочка Газпрома
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина