Москва, 17 сен - ИА Neftegaz.RU. Газпром рассматривает Китай как своего стратегического энергетического партнера.
О развитии сотрудничества шла речь на состоявшейся 17 сентября 2018 г рабочей встрече главы Газпрома А. Миллера и вице-премьера Госсовета КНР Х. Чжэна.
Основная интрига - это магистральный газопровод (МГП) Алтай или Сила Сибири-2 (Западный маршрут).
И хотя А. Миллер и Х. Чжэн обсудили проект поставок газа с Дальнего Востока России, более конкретно шла речь именно о Западном маршруте (МГП Сила Сибири-2, ранее МГП Алтай).
За счет этого Газпром рассчитывает к 2025 г занять 10% китайского рынка природного газа, а к 2035 г - 13%.
Китай продолжает наращивать потребление природного газа.
Учитывая, что собственная добыча не успевает за ростом потребления, спрос на импортный газ в Китае увеличивается.
Есть нюанс.
Кого выбрать в качестве экспортера растущих потребностей
Можно увеличить поставки среднеазиатского газа, а можно, наконец, реализовать проект МГП Сила Сибири-2.
В ходе ВЭФ-2018 А. Миллер спрогнозировал, что потребление газа в Китае в ближайшие годы превысит 300 млрд м3/год (против 237 млрд м3 в 2017 г).
Встречаясь с главой CNPC В. Илинем 12 сентября 2018 г в ходе ВЭФ А. Миллер заверил, что Газпром готов надежно поставлять китайским потребителям значительные объемы газа.
Ранее А. Миллер говорил о том, что потенциальная емкость китайского рынка столь велика, что в среднесрочной перспективе ему может потребоваться до 110 млрд м3/год сетевого, трубопроводного газа из России.
Власти РФ рассчитывают удовлетворить потребности Китая в газе за счет 3х МГП, объединенных под брендом Сила Сибири:
- МГП Сила Сибири-1 (Восточный маршрут). Строительство газопровода, а также освоение ресурсной базы - Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ) и создание Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) идут в соответствии с графиками.
В ходе ВЭФ-2018 А. Миллер поведал, что уже сварено и уложено 93% (более 2010 км) линейной части МГП Сила Сибири-1 от Чаяндинского НГКМ до границы с Китаем.
Осталось сварить всего 40 км линейной части газопровода, это будет сделано после наступления холодов для преодоления заболоченного участка в республике Саха (Якутия).
Поставки газа в Китай по МГП Сила Сибири-1 начнутся 20 декабря 2019 г.
Согласно контракту между Газпромом и CNPC, по восточному маршруту будет поставляться 38 млрд м3/год газа в течение 30 лет.
Первоначальные объемы составят 5 млрд м3/год, а на объем в 38 млрд м3/год поставки российского газа в Китай выйдут к 2024 г.
- МГП Сила Сибири-2 (Западный маршрут, МГП Алтай), переговоры о котором идут уже более 10 лет;
- МГП Сила Сибири-3 (дальневосточный маршрут) - самый выгодный для Китая маршрут, потому что плечо доставки - самое короткое.
Учитывая невероятно высокую стоимость 1 км МГП для поставок в Китай российского газа, протяженность маршрута МГП становится определяющим показателем.
Китайцы настаивают на поставках газа по МГП Сила Сибири-3, но власти РФ пока не торопятся.
А вот с МГП Алтай (Сила Сибири-2) ситуация обратная - власти РФ торопят, китайцы - уже 4 года откровенно тормозят.
Недавно казалось, что из-за снижения роста спроса в Китае в 2014-2017 гг и санкций против Газпрома в ближайшее время поставки российского газа ограничатся только МГП Сила Сибири-1.
Но тектонические силы политики привели в движение и проект МГП Сила Сибири-2.
По МГП Алтай протяженностью 2 600 км и пропускной мощностью 30 млрд м3/год газ с месторождений Западной Сибири через Томскую, Новосибирскую и Алтайскую области и Республику Алтай в течение 30 лет ( как и по МГП Сила Сибири -1) должен доставляться в провинцию Синьцзян Китая.
Рамочное соглашение Газпром и CNPCподписали в ноябре 2014 г.
11 сентября 2018 г на переговорах с В. Путиным председатель КНР С. Цзиньпин поставил задачу в кратчайшие сроки заняться согласованием контракта по поставкам газа по Западному маршруту.
Глава Минэнерго РФ А. Новак сообщил, что Россия и Китай договорились в кратчайшие сроки согласовать поставки газа по Западному маршруту.
Чтобы уступить властям РФ по Западному маршруту, власти Китая, вероятно, приняли для себя ряд важных решений:
- сначала согласились с тем, что объемы газа, которые будет поставляться по МГП Сила Сибири-2 - действительно нужны;
- провинция Синьцзян, является одним из основных регионов добычи углеводородов в Китае, удовлетворяющим внутренние потребности региона, поэтому российский газ нужно будет транспортировать дальше по стране, ближе к прибрежным регионам.
МГП Запад-Восток позволяет это сделать, но есть интрига.
По 4 ниткам МГП Запад-Восток доставляется газ из Средней Азии, и если его использовать для доставки российского газа, то без увеличения его пропускной мощности придется ограничить поставки газа из Туркменистана.
Одной из причин вероятного выбора в пользу Газпрома является некая техническая ненадежность МГП Туркменистан - Узбекистан- Казахстан, о которой китайцы ранее упоминали в местной прессе.
Так что, скоро мы узнаем с кем власти Китая- если будет строиться 5я нитка МГП Запад - Восток, то Китай склонен к диверсификации, как и раньше, а если произойдет замещение - то выбор сделан в пользу властей РФ;
- принято политическое решение по цене на западно-сибирский газ. Газпром настаивал на том, что цены на газ из Западной Сибири, который традиционно поставляется в Европу, были сопоставимы с европейскими. Пока не ясно, кто уступил, но явно политическое решение принято и спущено исполнителям - государственным Газпрому и CNPC;
- дополнительный стимул - ужесточение Китаем строгих правил по окружающей среде и загрязнению воздуха, что ускоряет переход от угля к газу и, как следствие, привело к 15% росту спроса на газ в 2017 г и на 13 % (прогноз) в 2018 году. Это при том, что в 2015 г рост спроса составлял 3,4 %, в 2016 г - 7,5 процента;
- еще 1 дополнительный стимул - китайцы отказались от повышения тарифов на СПГ, что могло еще более усложнить отношения с американками, поступив по-восточному мудро - решили увеличить поставки сетевого газа взамен СПГ, что тоже повысило привлекательность МГП Сила Сибири-2.
В ходе встречи А. Миллера и Х. Чжэна шла речь еще о ряде направлений сотрудничества:
- продвижение использования газа в качестве газомоторного топлива (ГМТ).
В мае 2017 г Газпром, CNPC, Росавтодор и CCCC подписали меморандум о сотрудничестве, направленный на развитие международного транспортного маршрута Европа - Китай.
В настоящее время проходит автопробег техники на сжиженном природном газе «Газ в моторы» - совместный проект компаний Газпрома, СNPC и КазМунайГаза.
По задумке организаторов, пробег покажет преимущества использования газомоторной техники для перевозок на трансконтинентальном автомобильном маршруте Европа - Китай, а также будет способствовать развитию газозаправочной инфраструктуры.
Автопробег «Газ в моторы» стартовал 4 сентября 2018 г в г Жудун (Китай) и финиширует 4 октября 2018 г в г Санкт-Петербург.
- газовая электрогенерация, подземное хранение газа (ПХГ) и поставки СПГ.
В 2017 г на Китай пришлось 19% от общего объема поставок СПГ Газпрома, экспортировано 0,62 млн т/год СПГ, что в 9 раз превышает объем поставок в 2016 г (0,07 млн т).
Обсудить на Форуме
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина