Новороссийск, 15 янв - ИА Neftegaz.RU. Серьезные процессуальные нарушения при ведении дела против Новороссийского морского торгового порта (НМТП) стали причиной того, что президиум Верховного суда (ВС) РФ признал незаконным решение Федеральной антимонопольной службы (ФАС) об изъятии у порта в бюджет 9,7 млрд руб.
Об этом сообщается в судебном постановлении, опубликованного в картотеке дел 11 января 2019 г.
В отсутствие анализа сопоставимых рынков, а также при нарушении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке выводы ФАС о нарушении НМТП антимонопольного законодательства не могут считаться законными и обоснованными.
Таким образом, президиум ВС РФ согласился с выводами 3х нижестоящих судов, что ФАС существенно нарушила утвержденную ей самой процедуру анализа состояния конкуренции, поскольку неверно определила географические границы рассматриваемого рынка.
Нижестоящие суды также ссылались на то, что в нарушение закона о защите конкуренции служба отказалась от сравнения цен, сформировавшихся на сопоставимых рынках.
Именно на этих нарушениях акцентировал внимание в ходе заседания президиума ВС РФ адвокат М. Музыка, представлявший интересы НМТП.
Компания настаивала, что ее монополистом считать нельзя, границами рынка является не сам порт, а пределы Азово-Черноморского бассейна, где услуги по перевалке руды, удобрений, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов оказывают несколько портов.
В надзорной инстанции ВС РФ спор оказался после того, как его судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) отменила принятые в пользу НМТП судебные решения и отправила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Это неправильно, следует из постановления президиума ВС РФ: неверно исходить из презумпции (предположение, которое считается истинным, пока обратное не будет бесспорно доказано) отсутствия конкуренции на рынке только потому, что услуги по перевалке грузов в порту относятся к сфере деятельности естественных монополий.
Несмотря на установление антимонопольных ограничений в части формирования цены товара (услуг) хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение, ч. 1 ст. 6 закона о защите конкуренции установлены критерии определения монопольно высокой цены товара.
И при рассмотрении таких дел ФАС должна проводить анализ состояния конкуренции на товарном рынке, но в рассматриваемом случае его не было, следует из документа.
Кроме вопроса нарушения методики ведения антимонопольного дела, предметом судебного разбирательства была санкция, наложенная на порт, - изъятие средств в бюджет, а не существенно меньший штраф.
Суды, отменяя решение ФАС, отметили, что возложение на НМТП обязанности по перечислению в бюджет суммы дохода является незаконным, поскольку антимонопольный орган произвольно определил санкцию за правонарушение без четкого определения порядка ее применения.
Этим выводам президиум ВС РФ оценку давать не стал, просто упомянул в своем постановлении позицию нижестоящих инстанций.
Постановление президиума ВС РФ является окончательным и обжалованию не подлежит.
Теоретически ФАС может обратиться в Конституционный суд РФ, но, по мнению экспертов, это крайне маловероятно, так как в деле НМТП нет спора о конституционности примененных норм права.
Спорное решение ФАС вынесла 26 марте 2017 г.
В обоснование своей позиции в суде служба среди прочего ссылалась на то, что в 2015 г. НМТП повысил цены на свои услуги, в результате его рентабельность выросла до 300%.
НМТП - одна из крупнейших стивидорных групп РФ.
Активы холдинга расположены в г. Новороссийск (Краснодарский край), г. Приморск (Ленинградская область) и г. Балтийск (Калининградская область).
Автор: А. Игнатьева