Роснефти нужно больше газа для проектов на Дальнем Востоке. Что скажет Газпром?
Спор о дальневосточном газе Газпром и Роснефть ведут уже в течение ряда лет
Об этом 12 мая 2021 г. сообщил Ъ со ссылкой на письмо главы Роснефти И. Сечина вице-премьеру РФ Ю. Трутневу.
В связи с ростом потребности в газе, Роснефть рассчитывает на дополнительные поставки Газпрома, однако подтверждения готовности со стороны Газпрома о готовности предоставить данные объемы, пока нет.
Больше всего газа Роснефти потребуется для Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК), который планируется построить в Приморском крае.
Потребность предприятия в газе оценивается в 2,3 млрд м3/год.
Для нужд Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Хабаровском крае потребуется 0,54 млрд м3/год газа.
Еще 0,5 млрд м3/год газа необходимо поставлять на Приморский металлургический завод, который Роснефть планирует построить для обеспечения ССК Звезда листовым прокатом.
При этом сама судоверфь нуждается в объемах на уровне 0,3 млрд м3/год газа.
Напомним, что в январе 2021 г. президент РФ В. Путин поручил правительству рассмотреть меры поддержки ВНХК вместе с Роснефтью и Газпромом, в т.ч. проработать вопрос об обеспечении проекта газом из ресурсной базы Газпрома.
Вопрос газоснабжения ВНХК, наряду с получением налоговых льгот, входит в число ключевых вопросов для реализации проекта ВНХК, который Роснефть инициировала в 2015 г., но в мае 2019 г. поставила на паузу из-за налогового маневра, поставившего под вопрос рентабельность проекта.
В августе 2020 г. И. Сечин сообщил В. Путину, что Роснефть готова вернуться к проекту ВНХК, а в декабре 2020 г. В. Путин дал правительству поручения в т.ч. касающиеся ВНХК.
По следам данных поручений И. Сечин в феврале 2021 г. направил письмо Ю. Трутневу, в котором сообщил, что Роснефть пока не получила от Газпрома подтверждения по объемам поставок газа.
Спор о поставках газа на ВНХК Газпром и Роснефть ведут уже в течение ряда лет.
На Дальнем Востоке Газпром не располагает избыточными объемами свободного газа, поскольку внутреннее потребление в регионе растет, а добыча на действующих месторождениях на шельфе о. Сахалин - нет.
Сезонные пики потребления Газпром покрывает за счет сравнительно небольшого Киринского месторождения, а перспективы значимого роста объемов связаны с Южно-Киринским месторождением, которое находится под санкциями США, а сроки начала добычи постоянно сдвигаются.
Кроме того, у добываемого на шельфе газа высокая себестоимость, и поставка его на внутренний рынок для Газпрома не слишком привлекательна.
Одновременно Газпром указывает, что Роснефть располагает собственными запасами газа на о. Сахалин в рамках проекта Сахалин-1.
Однако добываемый в рамках проекта газ закачивается обратно в пласт, поскольку перспективы его монетизации неочевидны.
Роснефть с прицелом на экспорт газа хотела получить доступ к газотранспортной системе проекта Сахалин-2, контролируемого Газпромом, или организовать производство и экспорт сжиженного природного газа (СПГ).
При этом Газпром сам хотел бы получать газ с проекта Сахалин-1, что позволило бы обеспечить ресурсную базу под расширение СПГ-завода проекта Сахалин-2, но тут уже Роснефть не хочет идти навстречу.
В 2018 г. компании вроде как договорились о поставках газа на ВНХК и Газпром подтвердил принципиальную готовность поставить газ для проекта.
Однако после приостановки Роснефтью проекта ВНХК договоренности утратили актуальность, а потребность Роснефти в газе на Дальнем Востоке существенно увеличились, в первую очередь в связи с развитием ССК Звезда и строительством металлургического завода.