Об этом сообщил в ходе заседания в Совете Федерации замминистра энергетики П. Сорокин.
Тезисы П. Сорокина:
- 21 июля 2020 г. министр подписал доклад на эту тему, где суть сводится к тому, что мы не поддерживаем движение по направлению поставок в Китай, пока не будет решен вопрос газификации Дального Востока и балансов по внутреннему рынку;
- здесь очевидно, что [Приморский] край испытывает потребности;
- приоритет должен быть - дать нашей экономике и людям максимум возможностей, а дальше уже смотреть, как этот рынок расширять.
В 2011 г. был запущен магистральный газопровод (МГП) Сахалин-Хабаровск-Владивосток, а к 2019 г. были введены в эксплуатацию 9 объектов газораспределения общей протяженностью 146 км.
Газотранспортная система (ГТС) Сахалин - Хабаровск - Владивосток предназначена для доставки газа, добываемого на шельфе Сахалина, потребителям Хабаровского и Приморского краев.
Она также создала условия для их масштабной газификации и поставок газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В состав ГТС также включен газопровод Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск.
В настоящее время в Приморье дополнительно создается новая сеть газопроводов, благодаря которым впоследствии станет возможной широкая газификация территории.
Пока же газ используют только крупные потребители, в т.ч. энергогенерация Владивостока, включая вновь построенную ТЭЦ Восточную, ДВЗ и ССК Звезда в Большом Камне.
Объем потребления газа в Приморском крае планируется увеличить к 2025 г. в 9 раз - до 9 млрд м3.
В настоящее время объем потребления составляет 1 млрд м3 газа.
В июле 2020 г. гендиректор Газпром газораспределение Дальний Восток Г. Шперлинг сообщил, что компания планирует начать строительство 4х объектов для газификации Михайловского и Спасского районов, а также ЗАТО Фокино.
Продолжается сооружение газовых сетей к Дальнереченску и Артему, а также для газификации территорий опережающего развития (ТОР) «Надеждинская» и «Михайловский».
Кроме того, в сентябре 2019 г. распоряжением правительства были утверждены изменения в схему территориального планирования РФ в части трубопроводного транспорта, в нее, в частности, был включен магистральный газопровод Сахалин - Хабаровск - Владивосток и газопровод-отвод от него до границы с КНР.
Проектный объем транспортировки газа по МГП составляет 26,5 млрд м3 газа/год.
Для отвода проектный среднегодовой объем транспортировки определен на уровне 10 млрд м3.
Труба есть, стратегия есть, газа - нет
Труба есть, газ есть, стратегия есть, а Приморье по-прежнему остается одним из самых негазифицированных регионов страны.
Почему так получилось?
Приморский край, хотя и является лидером по привлечению инвестиций, где реализуется почти 30% от 2,5 тыс. инвестпроектов всего Дальнего Востока, мог бы давать экономике страны гораздо больше, но многие предприниматели, ставшие резидентами дальневосточных ТОР, просто не спешат со строительством цехов и заводов – ждут, когда придет газ.
Недавно свое недовольство по этому поводу высказал вице-премьер Ю. Трутнев, в очередной раз призвав любыми средствами ускорить газификацию Дальнего Востока.
В числе причин, тормозящих реализацию программы газификации Приморского края, можно выделить несколько основных:
- недостаточное финансирование мероприятий (это при том, что и существующие средства не могут освоить) - региональные власти объясняют это тем, что в регионе острая нехватка подрядных организаций, способных качественно и в срок выполнять необходимые работы;
- существенно затягивают строительство инфраструктуры сложности, которые возникают у газовиков с оформлением участков для прокладки трубы по землям Минобороны РФ, РЖД и частных владельцев (на переговоры с юрлицами и гражданами уходит до половины срока проектирования);
- спорным является и вопрос стоимости подключения к газу, которая будет установлена для населения края (она до сих пор не определена).
Автор: А. Чижевский