К проблемам отсутствия хранилищ газа для регулирования его дефицита на рынке добавилась банальная не поставка газа в Таджикистан.
Сейчас речь не идет о заполнении хранилищ газом.
Сжиженного газа нет даже на многих АГЗС.
На АГЗС Фароз, одного из крупных поставщиков топлива в Таджикистан, в настоящее время, например, газа нет.
Добавьте к этому резкое повышение стоимости газомоторного топлива (ГМТ) для потребителей.
Причин обострения проблем с ГМТ несколько.
Это - сбои в поставках СПГ из Казахстана, который, вероятно, сначала обеспечил потребности внутреннего рынка.
Это - сезонный дефицит топлива у стран – поставщиков газа.
Это - рост контрактной стоимости газа и стоимости его транспортировки.
При этом дефицита бензина в Таджикистане нет.
Более того, власти призывают не создавать ажиотаж по поводу отсутствия ГМТ и временно перейти на использование бензина.
Таджикистан может являться примером для Газпрома в деле успешного развития использования ГМТ в стране.
В России невозможно даже представить наличие дефицита ГМТ.
Рынок ГМТ в России пока, в сравнении с таджикистанским рынком ГМТ, в сопоставимых показателях пока не развит.
Однако Газпром последовательно развивает рынок ГМТ в России, и не только.
Еще в 2010 г В.Язев сетовал, что "писать законопроект по газомоторному топливу" тяжело.
Только в марте 2012 г удалось принять в 1-м чтении этот законопроект.
В апреле 2012 г А. Миллер провел совещание о стимулировании развития использования газомоторного топлива.
В августе 2012 г Газпром анонсировал проект реализации в Тамбовской области перевода транспортных средств на газомоторное топливо (ГМТ), а в пригороде г Горно-Алтайска открыл 1-ю в Республике Алтай автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС).
И, наконец, Газпром анонсировал планы расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Баларуси.
Можно надеяться, что проблем для рынка ГМТ, связанных со сбоями поставок СПГ и сезонного дефицита, в России не будет.
А вот стоимость ГМТ, вероятно, будет в тренде со стоимостью других видов топлива для транспортных средств.
Тем временем, по данным минэкономразвития Таджикистана, за 7 мес 2012 г импорт СПГ возрос и за составил 76 тыс т на сумму в 53 млн долл США.
За весь 2011 г Таджикистан импортировал всего 33,8 тыс тонн СПГ на сумму 21,2 млн долл США, то есть же сейчас поставки увеличились в 2 раза по сравнению с 2011 г.
Возросли и цены. Средняя стоимость СПГ в 2011 г составила составила 628 долл США/т, в 2012 г -уже 697 долл США/т .
СПГ в Таджикистан поставляется из Казахстана. Основными поставщиками являются компании Газпромнефть-Таджикистан, Фароз, Зет газ.