ИА Neftegaz.RU. Природный газ является наиболее универсальным и доступным топливом, способным заменить нефтепродукты.
Главным таким преимуществом является высокая экологичность.
Использование газомоторного топлива (ГМТ) - это одно из немногих экологичных решений, которое окупается прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на ГСМ.
Главным образом это происходит за счет разницы цен на бензин и газ.
Преимущества:
- стоимость ГМТ ниже в среднем на 50% стоимости бензина марки Аи-92.
- перевод транспортных средств на ГМТ выгоден за счет сокращения затрат на автомобильное топливо как для коммерческих и государственных предприятий, у которых снижаются издержки на содержание автопарков, так и для граждан, которые могут экономить на бензине.
- при переводе транспортных единиц государственного автопарка на альтернативные виды топлива в госбюджете останутся неизрасходованными миллиарды рублей.
- использование ГМТ увеличивает срок эксплуатации транспортных средств и удешевляет их техническое обслуживание.
- имеет лучшие антидетонационные характеристики (октановое число газомоторного топлива достигает 100-105 единиц), обеспечивает легкость приготовления равномерной топливовоздушной смеси.
- газовая смесь сгорает полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает мягче.
- при переходе с жидкого топлива на газомоторное увеличивается срок службы двигателя до капремонта, срок замены масла, реже требуется замена свечей зажигания, суммарная токсичность выбросов в 2-5 раз меньше. Ресурс двигателя увеличивается в 1,5-2 раза по сравнению с бензиновым.
- природный газ (метан) в компримированном (сжатом) виде,
- сжиженный нефтяной газ (СНГ),
- сжиженный углеводородный газ (пропан-бутановые смеси).
В России применяется, в основном, компримированный природный газ (КПГ) - это метан, сжатый под давлением 200-220 атм и СУГ - получаемый из попутного нефтяного газа (ПНГ).
- КПГ - это автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС),
- для СУГ и СПГ - автомобильные газозаправочные станции (АГЗС).
Сжатие метана до состояния КПГ осуществляется при давлении 200 -250 атм, поэтому требования по технике безопасности у КПГ гораздо выше.
Число транспортных средств, использующих метан в качестве моторного топлива, превысило 13 млн ед.
Согласно прогнозу Международного газового союза рост парка газобаллонного автотранспорта составит к 2020 г 50 млн ед, а к 2030 г - более 100 млн ед.
По состоянию на конец 2010 г. в мире действовало более 18 тыс АГНКС; спрос на КПГ за 2010 г. вырос на 20%.
Такое бурное развитие этого направления вполне объяснимо - в настоящее время из всего массово используемого моторного топлива и технологий природный газ обеспечивает наиболее безопасные выбросы отработавших газов автотранспорта.
Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет снизить в среднем в 5 раз выбросы вредных веществ, а шумовое воздействие - в 2 раза.
В России использование природного газа в качестве ГМТ - одно из приоритетных направлений развития нефтегазового комплекса.
Газпром, являясь лидером газомоторного рынка России:
- активно работает над развитием в стране газомоторного сегмента автотранспорта;
- сотрудничает с поставщиками газозаправочного оборудования, с органами государственного и муниципального управления, экономическими и научными центрами, международными организациями и зарубежными партнерами, создает новые объекты инфраструктуры в разных регионах страны.
В настоящее время российский парк автомобилей, работающих на природном газе, оценивается более чем в 86 тыс единиц.
Спрос на КПГ в 2010 г составил 345 млн м3.
В России налаживается серийный выпуск тепловоза ТЭМ19-001 работающего на СПГ.
В США и Европе появляются проекты по переводу грузового автомобильного транспорта на СПГ.
И даже существует проект разработки ракетного двигателя который будет использовать в качестве топлива СПГ + жидкий кислород.
Одной из основных задач, связанных с развитием рынка СПГ для транспортного сектора является увеличение числа автомобилей и судов, использующих СПГ в качестве топлива.
Главные технические вопросы в данной области связаны с разработкой и совершенствованием различных типов двигателей, работающих на СПГ.
Судовые двигатели на СПГ.
Можно выделить 3 технологии СПГ-двигателей:
- двигатель с искровым зажиганием на обедненной топливно воздушной смеси;
- 2-топливный двигатель с запальным дизельным топливом и рабочим газом низкого давления;
- 2-топливный двигатель с запальным дизельным топливом и рабочим газом высокого давления.
Двигатели с искровым зажиганием работают только на природном газе, в то время как 2-топливные дизельно-газовые двигатели могут работать на дизельном топливе, СПГ и мазуте.
На сегодняшний день можно выделить 3 основных производителя на данном рынке: Wärtsila, Rolls-Royce и Mitsubishi Heavy Industries.
Во многих случаях существующие дизельные двигатели могут быть преобразованы в 2-топливные дизельно-газовые двигатели.
Подобное преобразование существующих двигателей может быть экономически целесообразным решением перевода морских судов на СПГ.
Автомобильные двигатели для СПГ,
Volvo запустила производство нового 13-литрового двухтопливного двигателя, работающего на дизельном топливе и СПГ.
Компактный СПГ - двигатель с воспламенением от сжатия (Compact Compression Ignition (CCI) Engine) со значительно более высоким значением теплового КПД, чем у существующих аналогов, разработан .
Тепловой КПД Motiv Engines может достигать 50%, в то время как тепловой КПД традиционных газовых двигателей составляет около 27%.
Многие дизельные двигатели грузовых автомобилей могут быть преобразованы в двухтопливные дизельно-СПГ двигатели.