Независимые АЗС сообщают о дефиците топлива на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири
В условия диспаритета оптовых и розничных цен на топливо, независимые АЗС теряют клиентов, сокращают ассортимент или закрываются
Об этом Известия сообщили 17 ноября 2021 г. со ссылкой на участников рынка.
Так, глава группы компаний Омни (объединяет 3 нефтебазы и 49 АЗС в Иркутской области и Забайкальском крае) Д. Писаревский сообщил, что из-за значительного роста цен в опте АЗС вынуждены работать в убыток.
Глава Российского топливного союза (РТС) Е. Аркуша пояснил, что в ряде регионов независимые АЗС из-за диспаритета оптовых и розничных цен сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены ставить цены на 5-7 руб./л выше, чем у ВИНКов.
В итоге потребитель уходит за ценой в крупные сети, причем в регионах с сильным диспаритетом цен образуются большие очереди на АЗС ВИНКов, в частности, это касается Приморского края.
Глава Приморского топливного союза (входит в РТС) В. Чирсков в качестве примера диспаритета оптовых и розничных цен назвал ситуацию с зимним дизельным топливом.
Оптовая цена зимнего топлива для независимых АЗС в г. Владивосток составляет примерно 65 руб./л, при этом розничная цена у ВИНКов составляет около 56 руб./л.
Независимые АЗС в сложившейся ситуации теряют клиентов, сокращают ассортимент или закрываются, что в итоге приводит к снижению доступности топлива для розничных потребителей.
При этом независимые сети, которые продолжают работать, не имеют возможности закупать товар с запасом из-за тяжелого финансового положения и отказа банков кредитовать такие АЗС.
Между тем на независимые АЗС приходится 60% рынка, а во многих регионах они составляют подавляющее большинство.
В некоторых субъектах соотношение таково: 5-10 заправок ВИНКов против сотен независимых, отметил Д. Писаревский.
С 2019 г. власти удерживают рост розничных цен на топливо в пределах инфляции за счет регуляторного воздействия, в т.ч. демпфирующего механизма и установления нормативов биржевых продаж топлива.
Благодаря демпферу ВИНКи, розничные сети которых работают в минус, могут компенсировать свои потери за счет выплат из федерального бюджета.
Также ВИНКи получают доходы от оптовых продаж нефтепродуктов, в т.ч. за рубеж с высокой маржей, тогда как независимые АЗС таких инструментов не имеют.
В конце октября 2021 г. РТС предупреждал правительство РФ о рисках дефицита зимнего дизельного топлива в период активного спроса, а также значительных убытках из-за этого, которые несут независимые АЗС.
Между тем, Минэнерго РФ позицию бизнеса по поводу дефицита топлива на Дальнем Востоке и Восточной Сибири не разделяет.
Министерство сообщает, что информация о дефицитах топлива в регионах Дальневосточного федерального округа не поступала в ведомство ни от региональных властей, ни от представителей розничного бизнеса.
В рамках суточного мониторинга запасов топлива везде обеспеченность автомобильным бензином и дизельным топливом превышает 10 суток.
Одновременно власти прорабатывают варианты корректировок регулирования рынка топлива, что будут способствовать стабилизации цен на зимний дизель.
Так, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработала ряд предложений, касающихся увеличения объема продаж на бирже, сокращения суррогата, оптимизации перевозки топлива, корректировки демпфера.
В частности, ФАС предлагает повысить норматив продажи зимнего дизеля на бирже с 7,5% до 10%, что позволит создать запас прочности в период повышенного спроса.
Правительство РФ, Минфин и Минэнерго РФ прорабатывают предложения касательно корректировки топливного демпфера на 2022 г., но никаких решений пока не принято.
Отдельно в правительстве РФ рассматриваются меры по поддержке перевозок топлива железнодорожным транспортом для нужд дальневосточных потребителей, что позволит сохранить стабильную динамику цен и достаточность поставок на рынке Дальнего Востока.