Об этом 30 марта 2021 г. сообщает группа А-95.
Тезисы:
- теневой сектор рынка нефтепродуктов включает:
- нелегальное производство на мини-НПЗ (еще называмых самоварами) и нефтебазах;
- нелегальную реализацию ГСМ, в тч через сеть нелегальных АЗС.
- теневой рынок – это не газовая бочка под забором где-то на периферии, это огромная производственно-финансовая сфера:
- основана на неуплате налогов,
- имеет определяющее влияние на топливный рынок;
- наносит ощутимый ущерб государственному бюджету.
- наибольшая доля неуплаченных налогов приходится на оптимизацию НДС и налога на прибыль – более 15 млрд грн. Схема предусматривает фиктивное потребление топлива, в результате чего происходит завышение расходов предприятий реального сектора экономики и формирование налогового кредита.
- более 20% всех нефтепродуктов в Украине фактически учитываются 2 раза:
- по документам, для оптимизации налогов,
- физически, когда топливо реализуют за наличные мимо кассы.
- потери бюджета по НДС напрямую зависят от цен на ГСМ;
- в 2021 г. ожидается рост потерь бюджета, поскольку на росте мировых цен на энергоносители вырастет объем теневого сектора;
- по итогам 1го квартала 2021 г, сумма потерь вернется на уровень 2019 г. и превысит 20 млрд грн/год.
- на Украине действует более 30 нелегальных мини- НПЗ, выпустивших в 2020 г. в розничную сеть АЗС около 470 тыс. т/год нефтехимической продукции различной номенклатуры и не облагающейся акцизным налогом. Фактически, это низкокачественное топливо стандартов Евро-2 и Евро-3. Потери бюджета от неуплаченного акциза за 2020 г. оценивается в 3,8 млрд грн/год;
- в 2020-2021 гг. увеличились поставки импортных безакцизных растворителей:
- на самом деле это смеси октаноповышающих компонентов, которые завозятся на мини-НПЗ и нефтебазы;
- среди возможных участников операторы сетей АЗС: БРСМ-Нафта, Мotto, SunOil и др;
- признаки системных налоговых нарушений замечены на 1800 АЗС, что составляет 25% от общего количества станций на Украине;
- ущерб от теневого рынка нефтепродуктов на Украине:
- в 2020 г. - 19 млрд грн/год;
- в 2021 г. (Прогноз) - более 20 млрд грн/год.
- власти Украины должны срочно навести порядок и ликвидировать ущерб от теневого рынка:
- усилить контроль за перемещением и использованием нефтяного сырья;
- обеспечить мониторинг деятельности мини-НПЗ;
- создать систему сравнения налоговой нагрузки на розничных операторов рынка;
- восстановить систему государственного контроля качества нефтепродуктов с последующей публикацией результатов;
- мультипликативный эффект:
- рост бюджетных поступлений,
- повышение загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ),
- повышение конкуренции на рынке,
- защита граждан и окружающей среды от некачественного топлива и токсичных выбросов.
Автор: А. Чижевский