С середины мая 2020 г. потребительский спрос на моторное топливо начал резко восстанавливаться, и сегодня его уровень выше, чем в аналогичный период 2019 г., что можно объяснить отсутствием у россиян возможности выезда за рубеж в отпускной период и более активным использованием личного автотранспорта.
Проблему в РТС видят в том, что производство топлива не восстановилось до уровня 2019 г. и не удовлетворяется спрос на внутреннем рынке.
В результате недостатка предложения и неудовлетворенного спроса не только в оптовом звене на биржевых торгах, но и в мелкооптовом сегменте, значительно выросли оптовые биржевые, а вслед за ними и мелкооптовые цены.
Напомним, что беспрецедентный рост цен на бирже отмечался с середины июня до начала июля 2020 г.
Особенно ситуация критична по автомобильному бензину, оптовые цены на который практически сравнялись с розничными, а в ряде регионов даже превысили их.
Регуляторы настойчиво понуждают производителей нарастить объемы выпуска и поставок топлива по всем каналам сбыта.
Но эти действия недостаточно эффективны в условиях действующих налоговой системы, демпфирующего механизма и ценовой конъюнктуры внешнего рынка, считают в союзе.
В результате в июле 2020 г. производство и отгрузка бензина на внутренний рынок остаются ниже, чем в июле 2019 г.
Это создает условия для диспаритета оптовых и розничных цен, приводящего к убыточности розничной реализации моторного топлива и являющегося причиной наблюдаемого роста цен на АЗС.
Происходящее сегодня на топливном рынке является системной проблемой и повторяется периодически.
Чтобы нормализовать ситуацию и устранить диспаритет, а также исключить возможность для дальнейшего вынужденного роста розничных цен выше уровня инфляции, РТС предложил увеличить производство бензина в объемах, соответствующих возросшему спросу, в т.ч. за счет изменения структуры производимых нефтепродуктов и, возможно, корректировок параметров демпфирующего механизма.
Если же отсутствует возможность увеличения производства топлива, то союз предлагает принятие распорядительных мер по ограничению экспорта и отмене запрета импорта бензина и дизтоплива с 1 августа 2020 г.
Также РТС считает правильным повышение нормативов продаж бензина и дизтоплива на биржевых торгах до актуальных уровней 2020 г.
Среди других мер РТС было и предложение ускорить реализацию принятого решения о снижении ж/д тарифов при перевозке бензина и дизтоплива до балансовых пунктов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа.
Ранее Е. Аркуша заявлял, что независимые АЗС после 3х месяцев самостоятельной борьбы с нарастающими проблемами, оказались вынуждены работать в убыток и в условиях нехватки нефтепродуктов для своих заправок.
При этом частные АЗС в некоторых регионах страны, где нет крупных нефтекомпаний, являются основным поставщиком нефтепродуктов для населения, а потому выполняют социальную функцию.
Глава РТС предлагал включить независимые заправки в перечень отраслей, пострадавших от пандемии, это помогло бы им решить проблемы, связанные с кредитами и нехваткой оборотных средств.
Стремительно растущие и бьющие рекорды оптовые цены на бензин, заставили правительство серьезно взяться за стабилизация рынка топлива.
Так, ФАС и Минэнерго 16 июля 2020 г. уже приняли решение о повышении нормативов продаж топлива на СПбМТСБ.
Теперь нефтекомпании обязаны будут продавать на бирже не менее 11% и 7,5% произведенного бензина и дизтоплива соответственно
Помимо этого ФАС и Минэнерго подготовили другие меры для стабильности рынка топлива, в частности:
- распространение обязанности по реализации нефтепродуктов в установленных объемах на всех нефтепереработчиков (не только на доминантов),
- введение ответственности за несоблюдение требований регулярности и равномерности при реализации нефтепродуктов на бирже,
- на уровень правительства вынесено предложение о возможности отмены запрета импорта нефтепродуктов.
Минэнерго неоднократно высказывалось против отмены демпфера.
О том, что в правительстве довольны работой демпфера говорил министр энергетики А. Новак.
Автор: Д. Савосин