Казахстан, чтобы не допустить дефицита бензина, увеличивает импорт из России.
Об этом 9 октября 2017 г сообщил замминистра энергетики Республики Казахстан А. Магауов.
Ситуация с дефицитом бензина марки АИ-92 в Казахстане возникла в сентябре 2017 г.
В качестве причин кризиса называются уборочные работы на полях страны, а также остановку на плановый ремонт Атырауского и Павлодарского нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Отметим, что к этому в конце сентября 2017 г добавился еще и кризис с авиатопливом в Казахстане, из-за которого, по сообщению авиакомпании Air Astana, могло быть сорвано регулярное авиасообщение.
Россия поддержала Казахстан, удовлетворив все запросы страны в авиатопливе, благодаря чему ситуацию удалось урегулировать.
Дефицит на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) заставил Казахстан увеличить импорт бензина.
По оценкам Минэнерго Казахстана, в сентябре 2017 г импорт бензина вырос практически в 2 раза, до 90 тыс т.
Доля импортного бензина выросла с 15% до 30%.
Однако, несмотря на рост импорта, остатки бензина по итогам сентября 2017 г снизились по сравнению с началом месяца.
Ряд компаний не произвел импортные поставки, из-за того, что в Казахстане достаточно жесткое законодательство в плане регулирования розничных цен и есть вероятность нарваться на обвинение в картельном сговоре.
В этой связи Минэнерго Казахстана провело совещание с руководителями компаний, порекомендовав увеличить импорт.
Около 20 тыс т поставит Газпром нефть, КазМунайГаз уже подписал контракт на 10 тыс т, на стадии подписания допконтракт на 20 тыс т.
Кроме того Гелиос, Синойл обсуждают поставки по 20 тыс т с заводов Уфимской группы.
С Роснефтью ведутся переговоры об ускорении поставок.
Благодаря проводимым мерам, импорт бензина в Казахстан в октябре 2017 г составит минимум 100 тыс т, а с учетом того, что в северных областях Казахстана импорт проводится в частном порядке, показатель может быть серьезно превышен.
Кроме того, Минэнерго Казахстана совместно с Министром национальной экономики 4 октября 2017 г подписали совместный протокол о том, что при проведении проверок розничных цен Комитетом по защите конкуренции и естественным монополиям ценовой фактор, в частности, по цене на импортный бензин будет приниматься как фактор, влияющий в равной степени на всех субъектов рынка.
То есть, если это обоснованный импорт, обоснованные цены, то это не будет интерпретироваться как ценовой сговор, отметил А. Магауов.