Нью-Дели, 2 окт - ИА Neftegaz.RU. Индийская Nayara Energy (бывш. Essar Oil Limited), в которой Роснефть владеет 49,13% акций, намерена расширить сеть автомобильных заправочных станций (АЗС) в Индии с текущих 4,5 тыс. до 7 тыс. АЗС.
Об этом 1 октября 2018 г. сообщил представитель Роснефти.
Розничная сеть АЗС после ребрендинга материнской компании, который произошел в июне 2018 г., сохранит свое название - Essar.
Расширение сети осуществляется по принципу DODO (dealer owned - dealer operated), в соответствии с которым инвестиции на строительство и эксплуатацию сети берут на себя операторы АЗС.
Это позволяет не отвлекать средства из инвестиционного потока компании и не требует привлечения заемного финансирования.
Но дело не только в этом.
Бизнес АЗС в Индии довольно прибыльный, но создание новой АЗС в Индии - это чрезвычайно сложное дело.
Нужно не только найти участок земли, но еще и около 30 разрешений получить, в тч департамента взрывчатых веществ.
Поэтому уже порядка 10 лет в Индии идет борьба государственных компаний с частными (Essar и Reliance Industries) за владельцев АЗС.
В Индии около 45 тыс АЗС, хотя и страна - большая.
Госкомпании требуют, чтобы DODOсы стали COCOсами ( company owned, company operated), потому что DODOсы легко могут переметнуться в частные компании, если будут предложены более привлекательные условия.
Именно на это, вероятно, и рассчитывает Роснефть.
В свое время частные АЗС были сильно опечалены некоторыми государственными решениями.
Частные компании построили много АЗС вдоль автотрасс в Индии, а позже госкомпании с помощью государственного финансирования начали продавать бензин и дизельное топливо намного ниже рыночных.
Позже регуляторы сняли контроль над ценами на бензин, но осадочек остался.
Напомним, что еще в марте 2015 г в стране насчитывалось около 1500 АЗС под брендом Essar.
В марте 2018 г. сеть АЗС Essar насчитывала уже 4200 заправок, что на 20% больше, чем в марет 2017 г.
Планы компании по расширению розничного бизнеса связаны со стремительным развитием индийской экономики.
Индия, одна из самых быстрорастущих экономик в мире, потребляет 4 млн барр/сутки нефтепродуктов.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), начиная с 2000 г. рост потребления топлива для автомобильного транспорта в Индии составлял в среднем 6,8%/год.
МЭА прогнозирует, что к 2040 г. автомобильная отрасль Индии будет потреблять 132 млн т.н.э./год нефтепродуктов (рост 306,8%)
В августе 2017 г. Роснефть совместно с консорциумом международных инвесторов, в который входят Trafigura и UCP, приобрела этот актив у Essar Energy Holdings и аффилированных с ней компаний.
Nayara Energy владеет вторым по величине в Индии частным нефтеперерабатывающим заводом (НПЗ) мощностью 20 млн т/год, нефтехранилищем, портом, инфраструктурой, а также сетью АЗС.
НПЗ в г. Вадинаре специализируется на переработке тяжелых и сверхтяжелых сортов нефти.
Значительная часть сырья поставляется из Ирана.
Роснефть планирует увеличить производительность НПЗ на 4 млн т/год.
Российская нефтяная компания ожидает, что этот проект можно осуществить посредством внешнего финансирования и с минимальным использованием оборотного капитала Nayara Energy.
В Роснефти отмечают, что реализация проекта возможна в 2017-2022 гг, дополнительных инвестиций со стороны акционеров не потребуется.
Слово Nayara происходит от индийского Naya (новый) и Era (эпоха) и соотносится со стремлением владельцев актива вывести его на новый уровень развития.
В 2018 г. Роснефть ожидает чистую прибыль Nayara Energy на уровне 400 млн долл США.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина