USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

3 мин
116

Газовая политика Турции может ослабить позиции России и Ирана на европейском рынке

К концу 2028 года Турция сможет покрывать более половины своих газовых потребностей за счет увеличения добычи и импорта из США.

Газовая политика Турции может ослабить позиции России и Ирана на европейском рынке

Источник: © msavoia/Фотобанк Фотодженика

Москва, 8 окт - ИА Neftegaz.RU. К концу 2028 г. Турция сможет обеспечивать более половины своих потребностей в газе за счет наращивания добычи и увеличения импорта из США, что может ослабить позиции России и Ирана на европейском рынке. Об этом сообщает агентство Reuters.

Вашингтон публично оказывает давление на союзников, включая входящую в НАТО Турцию, с целью заставить их разорвать энергетические связи с Москвой и Тегераном. На встрече в Белом доме 25 сентября президент США Д. Трамп настоятельно рекомендовал президенту Турции Р. Т. Эрдогану сократить закупки российских энергоносителей.

Диверсификация поставок также укрепила бы энергетическую безопасность Турции и поддержала ее стремление стать региональным газовым хабом. Аналитики отметили, что Анкара планирует перепродавать в Европу импортированный сжиженный природный газ (СПГ) и местную добычу газа, одновременно используя российский и иранский газ внутри страны.

«Турция дает понять, что намерена воспользоваться изобилием (мирового) СПГ», — сказал С. Карбуз из Парижской Средиземноморской организации по энергетике и климату.

Россия остается крупнейшим поставщиком газа для Турции, однако ее доля на рынке снизилась с более чем 60% два десятилетия назад до 37% в первой половине 2025 г. После начала военного конфликта между РФ и Украиной в 2022 г. большинство европейских стран прекратили импорт российского газа.

Контракты с Россией истекают

Срок действия долгосрочных контрактов России с Турцией на поставку 22 млрд м3/год газа по магистральным газопроводам (МГП) Голубой поток и Турецкий поток истекают в конце текущего года. Срок действия контракта с Ираном на 10 млрд м3 завершается в середине следующего года, а контракты с Азербайджаном на общую сумму 9,5 млрд м3 действуют до 2030 и 2033 гг.

По словам С. Карбуза, Турция, вероятно, продлит часть контрактов, но намерена добиться более гибких условий и меньших объемов, чтобы повысить диверсификацию поставок.

В то же время Турция активно расширяет альтернативные источники поставок. Государственная компания TPAO наращивает добычу на местных газовых месторождениях, а государственные и частные компании расширили мощности по приему СПГ, чтобы импортировать газ из США и Алжира.

По оценкам Reuters, с 2028 г. объем внутренней добычи и законтрактированных поставок СПГ превысит 26 млрд м3/год против 15 млрд в 2025 г.

Рост импорта СПГ из США

Рост добычи и увеличение поставок СПГ позволят Турции покрыть более половины потребностей в газе, оцениваемых примерно в 53 млрд м3/год. В результате объем импорта по газопроводам сократится до около 26 млрд м3 — значительно меньше нынешних 41 млрд м3, поставляемых из России, Ирана и Азербайджана.

Так, Турция подписала несколько контрактов на поставку СПГ из США на 43 млрд долл. США, включая 20-летнее соглашение с Mercuria в сентябре.

По данным энергетической биржи Турции, мощности по приему СПГ в стране достигли 58 млрд м3/год — этого достаточно для полного покрытия спроса.

Несмотря на это, российский газ продолжает поступать в полном объеме, а Россия заявляет о прочном сотрудничестве с Турцией.

Поскольку Турция потребляет меньше российского газа, BOTAŞ теоретически может прекратить импорт из Москвы через два-три года, считает А. Белогорьев из московского Института энергетики и финансов. «Однако этого не произойдет, потому что российский газ конкурентоспособен по цене и создает профицит, который BOTAS может использовать для давления на других поставщиков», — добавил А. Белогорьев.

В октябре министр энергетики Турции А. Байрактар заявил, что страна должна закупать газ у всех доступных поставщиков, включая Россию, Иран и Азербайджан, но отметил, что американский СПГ предлагает более дешевые альтернативы.

По словам С. Карбуза, к 2028 г. Турция сможет использовать российский и иранский газ внутри страны, экспортировать собственную добычу и перепродавать импортированный СПГ после того, как Европа запретит импорт российских энергоносителей.

Компания BOTAŞ уже подписала соглашения на поставку небольших объемов газа в Венгрию и Румынию в рамках стремления Турции стать региональным центром торговли газом.

Кроме поставок газа, Турция имеет тесные связи с Россией в других областях. Так, Росатом строит первую в Турции атомную электростанцию (АЭС). Москва также является крупнейшим поставщиком сырой нефти и дизельного топлива в страну.

Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram