Ежемесячный доклад МЭА представило 15 января 2025 г.
Спрос на нефть
МЭА повысило оценку роста глобального спроса на нефть и жидкие углеводороды (ЖУВ) в 2024 г. на 92 тыс. барр./сутки по сравнению с предыдущим докладом.По последним оценкам агентства, спрос на нефть и ЖУВ в мире в 2024 г. вырос на 935 тыс. барр./сутки, до 102,9 млн барр./сутки.
Такое резкое повышение оценки МЭА объясняет неожиданно сильным ростом спроса в 4м квартале 2024 г. на 1,5 млн барр./сутки в годовом сравнении, что стало самым высоким уровнем квартального роста за 2 года и на 260 тыс. барр./сутки выше предыдущего прогноза.
Ранее МЭА всячески подчеркивало качество своих прогнозов, что потребовало особых разъяснений по поводу потребовавшейся корректировки:
- рост спроса стимулировали более низкие цены на топливо, холодная погода в Северном полушарии и потребности в нефтехимическом сырье,
- после относительно мягкого начала зимнего отопительного сезона, в декабре 2024 г. холода пришли в Канаду, северные и центральные регионы США, на большую часть Европы, России, Китая и Японии,
- среднее количество градусо-дней отопления было значительно выше, чем год назад, и немного выше среднего 5-летнего показателя, что стимулировало спрос на нефть,
- спрос на нефть в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 4м квартале 2024 г. вырос на 250 тыс. барр./сутки, тогда как тенденции спроса на нефть в странах вне ОЭСР были неоднозначными,
- Китай продемонстрировал скромный рост в годовом сравнении в ноябре, а последние данные по Саудовской Аравии, Бразилии и Индии оказались ниже ожиданий.
Рост спроса в 2025 г. будет поддержан улучшением экономических перспектив для развитых стран, а также более низкими ценами на нефть (поводы для таких ожиданий МЭА не приводит), более 50% прироста придется на Китай, Бразилию и Индию.
Ранее свои ежемесячные доклады представили ОПЕК и Управление энергетической информации Минэнерго США (EIA), причем, в отличие от МЭА, они поделились прогнозами на 2026 г.:
- ОПЕК понизила оценку роста спроса на нефть в мире в 2024 г. на 70 тыс. барр./сутки, до 1,54 млн барр./сутки, сам спрос составил 103,75 млн барр./сутки. В 2025 г. спрос вырастет на 1,45 млн барр./сутки (прогноз сохранен на прежнем уровне), до 105,2 млн барр./сутки, а в 2026 г. - на 1,43 млн барр./сутки, до 106,63 млн барр./сутки;
- по оценкам EIA, в 2024 г. глобальный спрос на нефть и ЖУВ вырос на 0,93 млн барр./сутки и составил 102,77 млн барр./сутки. В 2025 г. ожидается рост на 1,33 млн барр./сутки, до 104,1 млн барр./сутки (прогноз по росту спроса повышен на 40 тыс. барр./сутки), в 2026 г. - на 1,05 млн барр./сутки, до 105,15 млн барр./сутки.
Предложение и запасы
Мировые поставки нефти, по оценкам МЭА, в декабре 2024 г. выросли на 20 тыс. барр./сутки к ноябрю 2024 г. и на 390 тыс. барр./сутки к декабрю 2023 г., составив 103,5 млн барр./сутки.Увеличение добычи нефтедобывающими странами Африки, входящими в ОПЕК+, в первую очередь, Ливией и Нигерией, более чем компенсировало сезонное снижение поставок из стран вне ОПЕК+.
В целом по итогам 2024 г. добыча нефти и ЖУВ в мире, по оценкам МЭА, выросла на 660 тыс. барр./сутки, до 102,9 млн барр./сутки.
В 2025 г. ожидается рост на 1,8 млн барр./сутки, до 104,7 млн барр./сутки.
По сравнению с предыдущим докладом, оценка роста предложения повышена на 30 тыс. барр./сутки, прогноз на 2025 г. - снижен на 100 тыс. барр./сутки.
Примечательно, что МЭА считает фактор ОПЕК+ несущественным, утверждая, что прирост предложения будет обеспечен даже при условии сохранения добровольных дополнительных сокращений добычи со стороны ряда стран ОПЕК+.
Речь идет о планах 8 стран ОПЕК+, добровольно дополнительно сокращающих добычу, начать с 1 апреля 2025 г. восстановление сокращенных в ноябре 2023 г. 2,2 млн барр./сутки (до этого восстановление планировалось начать 1 января 2025 г. и вести его более быстрыми темпами - за 12 месяцев, а не за 18).
Основной прирост предложения обеспечат страны вне ОПЕК+ - их поставки должны вырасти на 1,5 млн барр./сутки в 2024 и 2025 гг, до 53,1 млн барр./сутки и 54,6 млн барр./сутки соответственно, тогда как прирост поставок со стороны ОПЕК+ составит скромные 290 тыс. барр./сутки.
Оценивать потенциальные последствия санкций США против нефтяного сектора России, введенных 10 января 2025 г. , МЭА не взялось, памятуя об обвинениях со стороны глава Минэнерго Саудовской Аравии А. бин Салман в том, что МЭА спровоцировало США на опустошение SPR своими прогнозами о падении добычи нефти в России из-за санкций на 3 млн барр./сутки, а также о пристальном интересе к деятельности агентства со стороны команды избранного президента США Д. Трампа.
Влияние санкций против России и Ирана МЭА прокомментировало очень осторожно, воздерживаясь от конкретных оценок:
- новые санкции США против России в т.ч. против Газпром нефти и Сургутнефтегаза, более 160 танкеров, перевозящих нефть для России, Ирана и Венесуэлы, а также поставщиков услуг страхования судов, могут повлиять на потоки поставок нефти, еще больше усложнив логистику торговли нефтью для этих стран,
- однако экспорт нефти из России на танкерах, не относящихся к теневому флоту, остается жизнеспособным для нефти, купленной ниже потолка цен,
- есть основания предполагать, что новая администрация США займет более жесткую позицию в отношении экспорта иранской нефти,
- 19 декабря 2024 г. США расширили санкции в отношении судов, перевозящих иранскую нефть, новые санкции в отношении теневого флота Ирана теперь распространяются на суда, которые перевозили в среднем более 500 тыс. барр./сутки иранской нефти в 2024 г., что составляет почти 1/3 экспорта нефти из страны,
- еще рано полностью количественно оценивать потенциальное воздействие новых санкций США, но некоторые операторы, как сообщается, уже начали отказываться от иранской и российской нефти.
Наблюдаемые запасы нефти в мире в ноябре 2024 г. увеличились на 12,2 млн барр. к октябрю, до 7,655 млрд барр.
Промышленные запасы ОЭСР сократились на 20,1 млн барр., до 2,7492 млн барр., что на 118,3 млн барр. ниже среднего 5-летнего показателя и является самым низким уровнем с августа 2022 г.
По предварительным данным, мировые запасы продолжили рост в декабре, в основном за счет резкого увеличения запасов нефтепродуктов в танкерах.
Добыча ОПЕК+
МЭА вновь отметило сохраняющееся превышение добычи нефти в странах ОПЕК+ над целевыми показателями с учетом добровольных ограничений.В декабре 2024 г. совокупная добыча превысила целевые показатели на 930 тыс. барр./сутки.
По данным МЭА, добыча 18 стран ОПЕК+, ограничивающих добычу (без учета Ирана, Венесуэлы и Ливии), в декабре 2024 г. выросла на 170 тыс. барр./сутки к ноябрю, до 34,64 млн барр./сутки.
9 стран ОПЕК, участвующих в соглашении, нарастили добычу на 210 тыс. барр./сутки, до 21,95 млн барр./сутки, вне ОПЕК - на 50 тыс. барр./сутки, до 14,24 млн барр./сутки.
Целевым показателем по добыче ОПЕК+ на декабрь 2024 г. МЭА называет 33,72 млн барр./сутки с учетом добровольных обязательств и компенсаций.
В результате, страны ОПЕК+, исходя из данных МЭА, превысили разрешенный уровень добычи на 930 тыс. барр./сутки, в т.ч. страны ОПЕК - на 820 тыс. барр./сутки, страны вне ОПЕК - на 100 тыс. барр./сутки.
Наиболее значительное превышение обязательств в рамках ОПЕК+ в декабре 2024 г. допустили Ирак и ОАЭ (на 340 тыс. барр./сутки и на 310 тыс. барр./сутки соответственно), а также Россия (на 300 тыс. барр./сутки).
Что в России?
По данным МЭА, добыча нефти в России в декабре 2024 г. снизилась на 40 тыс. барр./сутки и составила 9,28 млн барр./сутки, целевой уровень добычи в рамках ОПЕК+ Россия превысила на 300 тыс. барр./сутки.При этом данные вторичных источников в январском докладе ОПЕК указывают на превышение Россией обязательств в рамках ОПЕК+ лишь на 7 тыс. барр./сутки с учетом компенсации ранее допущенной сверхдобычи (в декабре 2024 г. Россия добывала 8,985 млн барр./сутки нефти).
Нефтяной экспорт из России в декабре 2024 г. снизился на 40 тыс. барр./сутки к ноябрю и составил 7,33 млн барр./сутки.
Экспорт нефти сократился на 250 тыс. барр./сутки, до 4,59 млн барр./сутки, нефтепродуктов - вырос на 210 тыс. барр./сутки, до 2,74 млн барр./сутки.
Экспортные доходы от нефтяного экспорта увеличились на 0,41 млрд долл. США, до 15,1 млрд долл. США на фоне роста цен на нефтепродукты.
В т.ч. доходы от экспорта нефти снизились на 130 млн долл. США, до 9,44 млрд долл. США, нефтепродуктов - выросли на 550 млн долл. США, до 5,62 млрд долл. США.