Москва, 3 мар - ИА Neftegaz.RU. Бюджет, предварительно, недополучит 132,1 млрд рублей нефтегазовых доходов в марте этого года. При этом поступление нефтегазовых доходов в феврале превысило ожидания на 12,3 млрд руб., сообщает Минфин РФ.
Тезисы Минфина:
- ожидаемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета прогнозируется в марте 2023 г. в размере минус 132,1 млрд руб.;
- отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема нефтегазовых доходов по итогам февраля 2023 г. составило 12,3 млрд руб.;
- таким образом, совокупный объем средств, направляемых на продажу иностранной валюты, составляет 119,8 млрд руб.;
- операции будут проводиться в период с 7 марта 2023 г. по 6 апреля 2023 г., соответственно;
- ежедневный объем продажи иностранной валюты составит в эквиваленте 5,4 млрд руб.
Прогнозировалось, что в феврале показатель может вырасти до 108 млрд. руб.
Насколько критично падение дополнительных нефтегазовых доходов?
Для любознательных напомним, что 16 января 2023 г. А. Новак доложил на совещании у премьер-министра РФ М. Мишустина о том, что нефтегазовые доходы бюджета в 2022 г. выросли на 28%, или на 2,5 трлн руб/год.Напомним, что ситуацию с нефтегазовыми доходами госбюджета:
- 2018 г. - 9,018 трлн руб/год,
- 2020 г. - около 5,2 трлн рублей - жесткое падение!
- 2021 г. - 9,1 трлн руб, помог энергетический кризис,
- 2022 г. - 9,1 + 2,5 =11,6 трлн руб?
И тем паче не может повлиять на ситуацию в России.
Чтобы санкции Запада заставили Россию прекратить тратить средства на вооружение, нефтегазовые доходы бюджета должны упасть на 6 трлн руб/год или около того.
Почему падение
Доходы бюджета РФ оказались под давлением в результате:
- введенного ЕС в декабре эмбарго на поставки российской нефти морским путем;
- установленного потолка цен на сырую нефть из России на уровне 60 долл. США/барр;
- действующих с февраля эмбарго на нефтепродукты, и еще 2 ценовых потолков - 100 долл. США/барр. за продукцию, которая торгуется с наценкой по отношению к сырой нефти, и 45 долл. США/барр. за продаваемую с дисконтом.
- средняя цена Urals в феврале 2023 г. сложилась в размере 49,56 долл. США/барр.,
- что в 1,86 раз ниже, чем в феврале 2022 г.,
- но на 0,2% больше, чем в январе 2023 г. (бюджет РФ на 2023 г. при этом сверстан исходя из прогноза цены Urals в размере 70,1 долл. США/барр.).
Шаги властей РФ для оптимизации ситуации
Для минимизации негативного влияния на доходы бюджета был предпринят ряд шагов:- 27 декабря 2022 г. президент РФ В. Путин подписал указ о контрпотолке, запрещающий продажу нефти иностранным лицам по контрактам, в которых используется механизм фиксации предельной цены, на всех этапах поставок до конечного покупателя;
- 28 января 2023 г. правительство РФ установило порядок реализации указа президента, приняв постановление, которое конкретизирует механизмы контроля за неприменением потолка цен:
- экспортеры, должны будут контролировать, чтобы перепродажа нефти до конечного получателя не была осуществлена с условиями фиксации цены,
- Федеральная таможенная служба (ФТС) будет проверять контракты экспортеров,
- функция мониторинга возложена на Минэнерго РФ.
- 23 февраля 2023 г. В. Путин подписал закон, донастраивающий налогообложение нефтяной отрасли в виде ограничения дисконтов Urals к цене Brent при расчете налогов, которое будет постепенно сокращаться:
- в апреле 2023 г. эта разница составит 34 долл. США/барр.;
- далее ежемесячно она будет сокращаться на 3 долл. США/мес.;
- к июлю снизится до 25 долл. США/барр.;
- минфин РФ ранее пояснял, что для расчета налогов будет применяться цена нефти Urals в фактическом размере, но они при этом должны быть не ниже цены Brent минус установленный размер дисконта;
- 2 марта 2023 г. Минэнерго РФ утвердило порядок мониторинга цен на экспортируемую российскую нефть.
Автор: А. Гончаренко, О. Бахтина