USD 97.955

+0.12

EUR 104.8522

-0.6

Brent 71.61

-0.36

Природный газ 2.936

-0

, Обновлено 8 декабря 09:27
5 мин
...

Путин подписал закон о федеральном бюджете

Теоретически, рост доходов бюджета может серьезно поправить благосостояние российских граждан

Доля нефтегазовых доходов снова выросла. В. Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2022-2024 гг.

Источник: Kremlin.ru

Москва, 11 июн - ИА Neftegaz.RU. Президент РФ В. Путин подписал закон о федеральном бюджете РФ на 2022-2024 гг.
Закон опубликован 7 декабря 2021 г. на официальном интернет-портале правовой информации.

Несмотря на сохранение высокой эпидемической неопределенности, бюджет на 2022-2024 гг. существенно вырос.
Энергетический кризис 2021 г. в разы увеличил стоимость энергоносителей.
В мире идет переосмысление темпов энергоперехода.
Традиционные шокирующие прогнозы Saxo банка говорят о возврате мировой экономики к фоссильному топливу на период переосмысления перехода к декарбонизации.
Власти РФ учли эту приятную ситуацию для сидящей на нефтегазовой игле стране.
Если в 2021 - 2023 гг. прогнозный объем ВВП составлял 115,533 трлн руб, 124,233 трлн и 132,122 трлн руб, то ныне основные характеристики бюджета на 2022-2024 гг. рассчитаны исходя из прогнозного объема ВВП в 133,33 трлн руб., 141,88 трлн руб. и 151,5 трлн руб. соответственно.
То есть рост прогноза на 2022 г. - 9 трлн руб, в 2023 г. - 9,7 трлн руб.
Доходы федерального бюджета на 2022 г. запланированы в объеме 25,0219 трлн руб. (18,8% к ВВП), на 2023 г. - 25,5402 трлн руб. (также 18% к ВВП), на 2024 г. - 25,8318 трлн руб. (17% к ВВП).
Это тоже рост парктически на 5 трлн руб, по сравнению с прогнозами на 21-23 гг, когда в 22 г. доход планировался на уровне 20,637 трлн руб, в 23 г. - 22,262 трлн руб.
Теоретически, рост доходов бюджета может серьезно поправить благосостояние российских граждан.
Хотя большие цифры - совсем небольшие, если учесть население страны около 150 млн граждан.
Это большое искусство - обеспечить рост благосостояния громадной страны.
Пока благосостояние россиян стремительно падает.
Ценники в магазинах выросли почти в 2 раза, чего не скажешь о росте доходов основной массы граждан.
В течение ряда лет нефтегазовые доходы падали.
Но в 2021 г. нефтегазовые доходы российского бюджета вырастут почти на 70% по сравнению с 2020 г. из-за роста цен на сырую нефть и природный газ.
И сейчас есть реальная возможность резко переломить негативную тенденцию падения уровня жизни населения, что существенно повысит стабильность в российском обществе.
Однако власти РФ очень скромно говорят о невероятном росте нефтегазовых доходов.
Минфин России скуповато сообщает о росте объема дополнительных нефтегазовых доходов, а ведь только в декабре 2021 г. они могут составить 396,8 млрд руб.

Нефтегазовые доходы бюджета планируются:
  • 2022 г. - 9,5426 трлн руб. (7,2% ВВП, 38,1% в структуре доходов бюджета), в т.ч. базовые - 6,1449 трлн руб., дополнительные - 3,3977 трлн руб.,
  • 2023 г. - 9,1946 трлн руб. (6,5% ВВП, 36,0% в структуре доходов бюджета), в т.ч. базовые - 6,4838 трлн руб., дополнительные - 2,7108 трлн руб.,
  • 2024 г. - 8,5646 трлн руб. (5,7% ВВП, 33,2% в структуре доходов бюджета), в т.ч. базовые - 6,4679 трлн руб., дополнительные - 2,0967 трлн руб.
Дополнительные нефтегазовые доходы формируются при превышении цен на нефть над базовой ценой на нефть сорта Urals, которая на 2022 г. установлена на уровне 44,2 долл. США/барр., 45 долл. США/барр. в 2023 г. и 45,9 долл. США/барр. в 2024 г.

В 2018 г. доходы бюджета РФ от нефти и газа составили 9,018 трлн руб/год, но за 2019-2020 гг. доходы упали почти на 3,8 трлн рублей!
В 2021 г. нефтегазовые доходы бюджета ожидаются в размере 8,4663 трлн руб.
Это чудесный рост, им нужно бы грамотно воспользоваться.
Ветры - Суховеи в Бразилии закончатся, и мир потихоньку вернется к энергопереходу.
И нефтегазовая игла не будет столь доходна.
Удивительно, что человечество даже в условиях энергетического кризиса может обходиться без МГП Северный поток-2?

При общем объеме доходов 23,7823 трлн руб. в 2021 г., доля нефтегазовых доходов в структуре доходов опять стремительно растет и составит 35,6%, в ВВП - 6,8%.
Но после роста в 2022 г. ожидается небольшое снижение доли нефтегазовых доходов в доходах российского бюджета и в структуре ВВП.
Это связано с прогнозируемым постепенным снижением цен на нефть сорта Urals и на природный газ, а также с изменением структуры добычи в пользу льготных режимов налогообложения.
Динамика поступлений ненефтегазовых доходов в 2022-2024 гг. будет в целом соответствовать динамике ВВП, их доля по отношению к ВВП будет составлять 11,6%-11,4%.
Справедливо то, что нефтегазовые доходы бюджета вернутся к цифрам 2020 г, и снижение продолжится, но неясно, чем власти РФ собираются заместить это падение.
Иначе 30% нефтегазовых доходов так и останется, но снизится общий доход, как сейчас увеличился в связи с ростом нефтегазовых доходов.
Прогнозируемое увеличение ненефтегазовых доходов обусловлено ростом поступлений основных внутренних налогов (НДС, налог на прибыль организаций) в связи с ожидаемым улучшением экономической динамики, отдельными изменениями законодательства, направленными на мобилизацию доходов и мерами, принимаемыми в части улучшения администрирования и увеличения собираемости.
Остается подождать этого.

Объем расходов на 2022 г. запланирован на уровне 23,6942 трлн руб. (17,8% к ВВП), на 2023 г. - 25,2411 трлн руб. (17,8% к ВВП), на 2024 г. - 26,3544 трлн руб. (17,4% к ВВП).
Таким образом, профицит в 2022 г. предусмотрен в размере 1,3277 трлн руб. (1% к ВВП), в 2023 г. - 299,1 млрд руб. (0,2% к ВВП), но в 2024 г. в бюджет закладывается уже дефицит в объеме 522,7 млрд руб. (0,3% к ВВП).

С 2022 г. бюджетная политика возвращается к обычным параметрам бюджетного правила, но с небольшими изменениями.
Ранее был принят закон, который с 2022 г. на бессрочной основе закреплял в Бюджетном кодексе уровень структурного первичного дефицита, учитываемого при расчете общего объема расходов в размере 0,5% ВВП.
Ранее структурный дефицит фиксировался в конкретных суммах: 585 млрд руб. в 2022-2023 гг. и 575 млрд руб. в 2024 г.
Этот пересмотр приведет к увеличению предельного уровня расходов в 2022 г. на 82 млрд руб., в 2023 г.- на 124 млрд руб., в 2024 г. - на 182,6 млрд руб.
Тем не менее с 2022 г. на расходы бюджета будут вновь направляться только базовые нефтегазовые доходы, которые образуются при превышении цен на нефть над базовой ценой на нефть сорта Urals.
В 2023 г. речь идет о 6,145 трлн руб., в 2023 г. - 6,484 трлн руб., в 2024 г. - 6,468 трлн руб.

Объем чистого привлечения на внутреннем рынке путем выпуска ОФЗ в 2022 г. планируется на уровне 2,199 трлн руб., в 2023 г. - 2,664 трлн руб., в 2024 г. - 2,672 трлн руб.
На погашение ОФЗ планируется направить 1,06 трлн руб. в 2022 г., 771,9 млрд руб. в 2023 г. и 1,45 трлн руб. в 2024 г.
Таким образом, валовой объем привлечения составит 3,26 трлн руб. в 2022 г., 3,44 трлн руб. в 2023 г. и 4,12 трлн руб. в 2024 г.
Внешние заимствования планируются в размере до 3 млрд долл. США/год.
Верхний предел внутреннего долга на 1 января 2023 г. установлен на отметке 20,8 трлн руб., внешнего - 70,7 млрд долл. США (58,5 млрд евро), на 1 января 2024 г. - 23,526 трлн руб. и 71,7 млрд долл. США (58,8 млрд евро), на 1 января 2025 г. - 26,342 трлн руб. и 75,7 млрд долл. США (61,5 млрд евро) соответственно.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram