Об этом говорится в представленных Минфином РФ «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.».
Энергопереход и его риски
Минфин РФ отмечает благоприятную ценовую конъюнктуру, сложившуюся на рынке нефти в 2021 г.Это стало результатом ограничений на добычу в рамках соглашения ОПЕК+, наряду с медленными темпами восстановления добычи нефти в других странах (прежде всего США).
Также сказывается общий роста цен на мировых товарных рынках вследствие бюджетно-кредитной накачки в рамках стимулирующих мер правительств различных стран (опять таки в первую очередь в США) для поддержки экономики в период пандемии COVID-19.
По итогам года среднегодовая цена нефти сорта Urals ожидается в районе 65-70 долл. США/барр.
В среднесрочной перспективе Минфин РФ ожидает возвращения цен на нефть в диапазон 55-60 долл. США/барр. по мере наращивания добычи нефти странами ОПЕК+ и восстановления коммерческой
добычи в других регионах.
Среднесрочный баланс рисков министерство считает уравновешенным:
- с одной стороны, благоприятная ценовая конъюнктура может способствовать более динамичному росту предложения со стороны ОПЕК+,
- с другой стороны, возможное усиление политики декарбонизации на среднесрочном горизонте (до 3 лет) может в сдерживать рост предложения нефти из-за сокращения инвестиций в добычные проекты, тогда как сокращения потребления нефти, вероятно, займет больше времени.
Ключевой драйвер спроса на нефть - транспортный сектор - в рамках энергоперехода претерпевает стремительные изменения.
На автомобильном рынке все больше стран реализуют планы по запрету использования двигателей внутреннего сгорания (ДВС):
- Норвегия - с 2025 г.,
- Нидерланды, Дания, Швеция, Исландия, Ирландия, Словения, Израиль - с 2030 г.,
- Великобритания - только ДВС с 2030 г., гибридные двигатели - с 2035 г.,
- Франция, Испания, Канада - с 2040 г.
Volkswagen последнюю свою новинку на платформе с ДВС анонсирует в 2026 г.).
Более того, автопроизводители сами становятся проводниками энергоперехода.
Volvo в составе группы европейских компаний настаивает на законодательном запрете автомобилей с ДВС в ЕС с 2035 г. для формирования более прозрачной и предсказуемой среды в автопромышленности по всей цепочке поставок.
Рост мирового парка легковых автомобилей с ДВС прекратится к 2030 г. возле отметки 1,3 млрд шт., после чего он начнет сокращаться одновременно с резким ростом парка электромобилей.
Тенденция электрификации транспорта затронет, главным образом, легковые и легкие коммерческие автомобили, в то время как в сегменте больших грузовиков остаются нерешенные проблемы с плотностью энергии в аккумуляторах и недостатком зарядной инфраструктуры.
Поэтому на пути к декарбонизации грузовиков возможен промежуточный переход на сжиженный природный газ (СПГ) и более высокая доля водородных машин.
В авиационной отрасли коммерческие технологии для замены авиатоплива электричеством или водородом в настоящее время отсутствуют.
Основными видами декарбонизированного топлива в авиации становятся синтетический или биокеросин.
В области морского транспорта за лидерство в замене судового топлива борются СПГ, метанол, водород и аммиак.
Таким образом, несмотря на доминирование транспортной сферы в спросе на нефтепродукты, замена их на электричество будет постепенной и неоднородной по видам нефтепродуктов.
Снова ТУР
Наиболее эффективным способом перехода к углеродно-нейтральной экономике считается квотирование выбросов парниковых газов с одновременным формированием рынка углеродных сертификатов.В стоимости выбросов наблюдается значительный разброс - от 1 до 127 долл. США/т СО2, причем более половины объема выбросов - ниже 10 долл. США/т СО2).
Это создает риски переноса производств в «грязные» страны.
В целях борьбы с таким переносом и для защиты своей промышленности ЕС запускает механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР).
Трансграничный механизм углеродного регулирования в ЕС будет запущен с 2023 г., но до 2025 г. включительно платежи с импортеров взиматься не будут, будет собираться информация об объемах выбросов парниковых газов при производстве импортируемой продукции.
Под ТУР подпадут электроэнергетика, производство железа и стали, алюминия, цемента и удобрений.
В целом для российской экономики под действие ТУР подпадет экспорт в объеме 0,7 трлн руб. (5,7% от экспорта в Европу и 2,4% от экспорта России в целом).
В качестве негативных аспектов дальнейшего развития ТУР могут быть распространение этого механизма на другие статьи российского экспорта (в частности, нефтепродукты), а также учет косвенных выбросов СО2 при производстве продукции (например, выбросы при генерации электроэнергии, используемой в промышленности).
Введение углеродного налогообложения или квотирования выбросов парниковых газов приведет к резкому падению спроса углеводороды.
По оценкам ряда аналитических агентств, спрос на нефть в 2050 г. в сценариях 0вых нетто-выбросов парниковых газов составит 17-24% от спроса в 2019 г., т.е. падение спроса ожидается в 4-6 раз.
Падение спроса на нефть, по данным МЭА, приведет к тому, что цены на нефть будут определяться эксплуатационными расходами по ее добыче, в результате чего цены на нефть упадут до 35 долл. США/барр. в 2030 г. и будут медленно снижаться до 25 долл. США/барр. в 2050 г. (в ценах 2020 г.).
С другой стороны, крупные международные инвестфонды начинают рассматривать климатические риски как инвестиционные.
В результате инвесторы отказываются от финансирования добычных проектов в отдельных секторах и планируют сокращать инвестиции в ископаемое топливо в целом.
Это может привести к резкому сокращению новых проектов в геологоразведке, особенно на шельфе, где лидирующую роль играют нефтегазовые компании из развитых стран.
В отдельные моменты эти тенденции могут формировать локальный дефицит предложения нефти в мире и соответственно приводить к повышенной волатильности цен на нефть.
СЭР России
Оценивая влияние данных тенденций на среднесрочные перспективы социально-экономического развития (СЭР) России, Минфин РФ ожидает постепенное снижение цен на нефть.Цена на нефть сорта Urals в 2021 г. ожидается на уровне 66,0 долл. США/барр.
В 2022 г. ожидается снижение до 62,2 долл. США/барр. и до 58,4 долл. США/барр. и 55,7 долл. США/барр. в 2023 и 2024 гг. соответственно.
При этом в случае ускоренного энергоперехода высока вероятность формирования ценовой траектории на более низком уровне на средне-долгосрочном горизонте.
Нефтегазовые доходы после ожидаемого роста до 7,2% ВВП в 2022 г. на фоне роста добычи в результате поэтапного снятия ограничений в рамках соглашения ОПЕК+ в последующие годы будут снижаться и достигнут 5,7% ВВП в 2024 г.
Это будет обусловлено как постепенным возвращением цен на нефть к долгосрочному равновесному уровню после резких колебаний в 2020-2021 гг., так и в результате увеличения доли добычи нефти на месторождениях с льготными режимами налогообложения.
Добыча нефти в России остается под влиянием условий соглашений ОПЕК+.
При этом договоренности ОПЕК+, достигнутые в июле 2021 г., привели к значимому пересмотру прогнозной траектории добычи нефти в России.
Оценка в 2021 г. повышена до 516,8 млн т, в 2022 г. - до 559,9 млн т.
В 2023-2024 гг., когда по текущим планам ОПЕК+ на рынок уже вернутся все сокращенные объемы добычи, добыча нефти в России будет составлять в среднем около 560 млн т.