Ежеквартальный доклад World Economic Outlook (WEO), касающийся перспектив развития мировой экономики, фонд выпустил 15 октября 2019 г.
Основные тезисы МВФ:
- темпы роста мировой экономики замедляются на фоне эскалации геополитической напряженности, Brexit и появления новых барьеров в международной торговле, в т.ч. в результате противостояния между США и Китаем,
- после резкого замедления в последние 3 квартала 2018 г. темпы глобальной экономической активности остаются слабыми,
- производственная активность существенно ослабла, до уровней, невиданных со времен мирового финансового кризиса,
- рост торговой и геополитической напряженности привел к росту неопределенности относительно будущего глобальной торговой системы и международного сотрудничества в целом, что сказывается на уверенности бизнеса, инвестиционных решениях и глобальной торговле,
- адаптация денежно-кредитной политики - посредством действий и коммуникации - смягчила влияние этой напряженности на настроения и активность финансового рынка,
- устойчивый сектор услуг поддерживал рост занятости,
- тем не менее, перспективы остаются ненадежными.
Согласно обновленному прогнозу МВФ, в 2019 г. мировая экономика вырастет на 3%, что на 0,2 п.п. ниже июльского прогноза МВФ и на 0,3 п.п. ниже апрельского.
3% рост мировой экономики станет минимальным показателем со времен глобального кризиса 2008-2009 гг.
В 2020 г. темпы роста мировой экономики ускорятся до 3,4%, но это ниже прежних прогнозов - на 0,1 п.п. ниже июльского прогноза и на 0,2 п.п. апрельского.
И это еще не предел, поскольку перспективы мировой экономики остаются неустойчивыми.
МВФ считает, что риски отставания от прогноза роста находятся на повышенном уровне из-за геополитической и торговой напряженности, а также др. факторов неопределенности.
Экономический рост резко замедляется как в развитых странах, так и в странах с формирующимся рынком.
Среди стран с развитой экономикой ослабление затронуло США и особенно зону евро, и более мелкие азиатские страны с развитой экономикой.
Замедление активности было еще более заметным в странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах, включая Бразилию, Китай, Индию, Мексику и Россию.
Торговый конфликт между США и Китаем отразится на экономическом росте этих стран самым печальным образом.
Так, МВФ понизил прогноз по росту экономики США на 2019 г. на 0,2 п.п. по сравнению с июльским докладом, до 2,4%.
Прогноз на 2020 г., напротив, повышен на те же 0,2 п.п, до 2,1%.
Страдает и экономика Китая - прогноз по росту экономики страны на 2019 и 2020 гг. понижен на 0,1 и 0,2 п.п., до 6,1% и 5,8% соответственно.
Для глобальной экономики торговый конфликт США и Китая означает потерю 0,8% всего ее объема.
Прогноз экономического роста в 2019 г. в странах с развитой экономикой снижен до 1,7% против 2,3% в 2018 г.
В странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах прирост ожидается замедлится до 3,9% по сравнению с 4,5% в 2018 г.
В крупных странах с формирующимся рынком, в частности в Бразилии, Мексике, России и Саудовской Аравии, темпы роста в 2019 г. составят примерно 1% или меньше.
ВВП России, согласно прогнозу МВФ, в 2019 г. вырастет на 1,1%, что на 0,1 п.п. ниже июльского прогноза и на 0,5 п.п. ниже апрельского.
Различия в реальном объеме производства, занятости и производительности в странах с развитой экономикой в последние годы вызывают повышенный интерес на фоне растущей социальной и политической напряженности.
Региональные различия в среднеразвитой экономике возросли с конца 1980х гг, что отражает выгоды от экономической концентрации в одних регионах и относительного застоя в других.
В среднем отстающие регионы имеют худшие показатели здоровья, более низкую производительность труда и большую долю занятости в сельском хозяйстве и промышленности, чем в других регионах.
Темпы структурных реформ в странах с формирующимся рынком и в развивающихся странах были сильными в течение 1990х гг, но замедлились с начала 2000х гг.
Продвижение реформ в таких областях, как управление, внутренние и внешние финансы, торговля, а также рынки труда и продукции, может обеспечить значительный прирост производства в среднесрочной перспективе.
Крупный и всеобъемлющий пакет реформ может в 2 раза увеличить скорость сближения среднего развивающегося рынка и развивающейся экономики с уровнем жизни стран с развитой экономикой, повысив тем самым ежегодный рост ВВП примерно на 1 пп в течение некоторого времени.
В то же время на проведение реформ уходит несколько лет, и некоторые из них - облегчение регулирования защиты рабочих мест и либерализация внутренних финансов - могут повлечь за собой большие краткосрочные издержки при проведении в трудные времена; они лучше всего осуществляются при благоприятных экономических условиях и в начале избирательного мандата властей.
Прибыль от реформ также, как правило, выше, когда управление и доступ к кредитам - 2 обязательных ограничения роста - сильны, а неформальность рынка труда выше - потому что реформы помогают сократить его.
Эти выводы подчеркивают важность тщательной адаптации реформ к обстоятельствам страны, чтобы максимизировать их выгоды.
По поводу цен на нефть МВФ еще более пессимистичен.
Прогноз среднегодовой цены нефти на 2019-2020 гг фонд понизил до 61,78 долл. США/барр. в 2019 г. и 57,94 долл. США/барр. в 2020 г.
В апрельском докладе МВФ прогнозировал цены на нефть в 2019 и 2020 гг. на уровне 59,16 долл. США/барр. и 59,02 долл. США/барр. соответственно.
Но уже в июльском прогнозе МВФ стал гораздо более оптимистичен, ожидая роста в 2019 и 2020 гг. до 65,52 долл. США/барр. и 63,88 долл. США/барр. соответственно.
В 2018 г. по оценкам МВФ средняя цена нефти составляла 68,33 долл. США/барр. (показатель для расчетов берется как среднее арифметическое стоимости сортов Brent, WTI и Dubai).
Сейчас июльский оптимизм практически иссяк и ожидания у МВФ достаточно мрачные.
Ожидается, что цены на нефть снизятся до 55 долл. США/барр. к 2023 г., что согласуется с пониженными перспективами спроса в среднем.
Для любознательных напомним о некоторых нефтегазовых прогнозах:
- 2008 г. - прогноз А. Кудрина,
- 2009 г. - 19 прогнозов-предупреждений по РФ,
- 2013 г. - прогноз МЭА к 2035 г.,
- 2016 г - прогноз А. Улюкаева,
- 2017 г. - прогноз Минэкономразвития РФ и Минэнерго США.
Автор: Е. Алифирова, О. Бахтина