USD 87.7427

0

EUR 95.7588

0

Brent 85.27

0

Природный газ 2.313

0

...

Обнародованы неутешительные выводы об отношениях российской власти к бизнесу

О необходимости инвестиционных проектов в рамках частно-государственного партнерства Владимир Путин заговорил еще в 2004 году, однако этот механизм оказался в России неработоспособным. «Сегодня нельзя работать в рамках государственно-частного партнерства» – таков итог исследования экономистов.

Обнародованы неутешительные выводы об отношениях российской власти к бизнесу

Вчера президентский Институт современного развития (ИнСоР) и Центр развития государственно-частного партнерства обнародовали неутешительные выводы об отношениях российской власти к бизнесу и неоправдавшихся надеждах на механизм частно-государственного партнерства. О необходимости инвестиционных проектов в рамках частно-государственного партнерства Владимир Путин заговорил еще в 2004 году, однако этот механизм оказался в России неработоспособным. «Сегодня нельзя работать в рамках государственно-частного партнерства» – таков итог исследования экономистов.

Вчера специалисты ИнСоРа и Центра развития государственно-частного партнерства (ЦРГЧП) обсудили то состояние, в котором пребывает сегодня в России партнерство бизнеса и власти.

ИнСоР вместе с ЦРГЧП искал примеры успешного ГЧП в 18 регионах Центрального федерального округа (ЦФО). Аналитики отметили, что сейчас, в условиях растущих дефицитов региональных бюджетов, именно ГЧП может стать важным инструментом привлечения внебюджетных средств в проекты по модернизации транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. Однако, как показало исследование, в регионах ЦФО сейчас реализовано лишь шесть инфраструктурных ГЧП-проектов с привлечением бюджетного и внебюджетного финансирования и с распределением рисков между партнерами (как правило, это проекты по жилищному строительству и в сфере жилищно-коммунальных услуг). Большинство же инфраструктурных проектов находятся пока в стадии планов и подготовки. И в целом перспективы их реализации туманны.

«С одной стороны, региональные и муниципальные власти понимают необходимость поиска внебюджетного финансирования для реализации инфраструктурных проектов. С другой – отсутствуют понятные схемы эффективного взаимодействия власти и бизнеса, которые формировали бы интересные для обеих сторон проекты», – отмечается в материалах ИнСоРа. Поэтому сегодня реализация ГЧП-проектов носит лишь фрагментарный характер. Причем иногда государственно-частным партнерством называют ситуацию простого предоставления государством разного рода субсидий, дотаций и льгот бизнесу. Специалисты Центра развития ГЧП ввели для такой ситуации понятие «квази-ГЧП-проекты». «Почти все реализуемые региональные проекты являются таковыми. Возникли они в условиях отсутствия законодательства и нехватки квалифицированных компаний, обладающих инвестициями», – объясняет термин председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России и председатель генерального совета ЦРГЧП Андрей Спиридонов.

Эксперты говорят о том, что в регионах и среди участников рынка нет четкого понимания самой сути ГЧП. И такое непонимание только еще больше усугубляется несовершенством существующей законодательной базы и почти повсеместным отсутствием на региональном уровне необходимых законов об участии субъекта РФ в ГЧП.

Специалисты ИнСоРа и ЦРГЧП практически едины в своем мнении, что, как показывает практика, «сегодня нельзя работать в рамках ГЧП». Хоть какое-то будущее есть у уже начатых, наработанных проектов, если же говорить о новых, планируемых проектах, то в сложившихся условиях их успешная реализация сомнительна.

Тем самым заявленная около пяти лет назад Владимиром Путиным – в ту пору еще президентом – идея привлечения частного бизнеса в долгосрочные проекты так и не принесла практически никаких плодов. В 2005 году Путин подписал Закон «О концессионных соглашениях» (концессия – форма государственно-частного партнерства, подразумевающая сохранение права собственности государства на имущественный объект и передачу его в эксплуатацию частному лицу на определенный срок). В 2007 году в своем Послании Путин снова вернулся к этой теме: «Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь подставить плечо там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки». На деле же ни бизнес, ни власть так и не смогли прийти к единому мнению о том, в каком именно виде должно проходить их взаимодействие друг с другом.

Эксперты «НГ» согласны с выводами, сделанными в исследовании относительно барьеров, стоящих на пути успешной реализации ГЧП-проектов. «Само определение ГЧП не включает механизмов реальной заинтересованности исполнителей от государства, а, как известно, у нас все зависит от людей на местах», – поясняет гендиректор компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. «Неясность в вопросах передачи части прав собственности от государства бизнесу, отсутствие закона о государственной собственности, несовершенство закона о концессиях, о национализации и других обусловливают риски инвестирования частных средств в объекты принадлежащей государству инфраструктуры, – объясняет начальник отдела экономического анализа Евразийского банка развития Евгений Винокуров. – Законодательное закрепление прав пользования объектами государственной собственности за частными компаниями в рамках концепции ГЧП, предоставление правовых гарантий этим компаниям по возврату вложенных средств позволят значительно снизить риски частных инвестиций и активизировать процесс привлечения отечественного и зарубежного капитала в объекты государственной собственности».

В настоящее время, продолжает Винокуров, успешных проектов ГЧП очень мало: «Нормально развивается Усть-Луга, включая те терминалы, которые финансируются на принципах ГЧП. Недавно запущен проект модернизации аэропорта «Пулково». Не менее ярким примером удачного взаимодействия бизнеса и власти является, по мнению Дзагурова, строительство Москва-Сити. «В основном завершенные ГЧП-проекты находятся в сфере ЖКХ. Поскольку они завершены, их и можно назвать более удачными. Они не такие длительные, как в сфере транспорта, менее капиталоемкие, с быстрой окупаемостью инвестиций. Пример – проекты Росводоканала в регионах по управлению водоканалами на основе аренды с инвестиционными обязательствами», – уточняет Спиридонов.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram