USD 89.6883

0

EUR 99.1919

0

Brent

0

Природный газ

0

...

Сокращают ли новые станки рабочие места?

При сохранении уровня ВВП повышение производительности труда в России до уровня развитых стран потребовало бы увеличения безработицы в разы. Модернизация, курс на которую взят президентом России, предусматривает максимальное увеличение производительности труда. При этом модернизация экономики может стать катастрофой для российского рынка труда, предупреждают экономисты.

Сокращают ли новые станки рабочие места?

Модернизация экономики может стать катастрофой для российского рынка труда, предупреждают экономисты.

По данным Росстата, число безработных в России в марте 2010 года составило 6,4 млн человек, или 8,6 процента экономически активного населения, не изменившись по сравнению с февральским показателями.

При сохранении уровня ВВП повышение производительности труда в России до уровня развитых стран потребовало бы увеличения безработицы в разы. Модернизация, курс на которую взят президентом России, предусматривает максимальное увеличение производительности труда.

Экономисты считают, что безработицы бояться не стоит: вместо ликвидированных рабочих мест будут создаваться новые, а продуктивность будет сопровождаться увеличением выпуска продукции. Добавляя условие: «Только если правильно проводить модернизацию».

По словам проректора Высшей школы экономики, директора Института анализа предприятий и рынков Андрея Яковлева, производительность труда в России составляет около 30 процентов от уровня производительности труда в США.

Если в России сократить треть работающих, то безработица в стране вырастет почти впятеро. «Если модернизация приведет к сопоставимой с европейской производительности труда, а новые рабочие места не будут созданы, то для рынка труда это будет катастрофой», — уверен Владислав Иноземцев. Но сомневается, что такой производительности труда можно достичь в течение нескольких лет.

Директор Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергей Моисеев напоминает, что эффект роста безработицы вследствие технического перевооружения производства наблюдался в Великобритании в ходе промышленного переворота, когда механизация производства вела к массовой безработице.

Государственная дума не намерена упрощать работодателям процедуру увольнения сотрудников — об этом заявил председатель нижней палаты Борис Грызлов. Это явно ответ президенту группы «Онэксим» Михаилу Прохорову, который на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей предложил изменить трудовое законодательство, упростив процедуру увольнения работников. Он утверждал, что жесткое трудовое законодательство сейчас сдерживает модернизацию производства. В частности, бизнесмен предложил отказаться от практики административного сдерживания увольнений. Правка Трудового кодекса, по мнению Михаила Прохорова, повысит производительность труда, а также даст толчок к росту ВВП и ускорит модернизацию.

Однако премьер-министр, выступая в апреле в Государственной думе, заявил, что увольнения на предприятиях оправданы, когда они являются следствием технического перевооружения производства. Это вполне соответствует положениям КЗоТа, даже в его социалистической редакции.

При этом Путин напомнил, что в 2010 году на программы содействия рынку занятости будет выделено 40,5 млрд рублей.

Комментирует Олег Кукушкин, коммерческий директор «Северсталь СМЦ-Колпино»:

Нет связи между модернизацией производства и сокращениями. Модернизация необязательно влечет за собой увольнения людей. Модернизация в производстве — это замена устаревшего оборудования и технологий на новое, более высокотехнологичное.

На обслуживание нового оборудования требуется порой не меньше работников. Все зависит от степени сложности оснащения, сколько людей необходимо для его бесперебойного функционирования.

Безусловно, для нового высокоточного оборудования нужны люди со всесторонней подготовкой. Какие-то должности будут не востребованы. Уровень профессиональной квалификации должен быть выше. Но количество работающих людей сокращается не всегда.

Ошибочно считать, что новые инновационные технологи непременно влекут за собой уменьшение персонала.

В металлургии, например, технологический процесс неизменен: чтобы получить сталь, нужно получить чугун; для того чтобы получить чугун, нужно получить железную руду, кокс. Этот чугун необходимо произвести, уже из него произвести сталь и ее прокатать. Этот процесс — непрерывная цепочка. Внедряются новые прокатные линии, прокатные станы, машины непрерывного литья заготовок, которые подразумевают исчезновение части механического труда. Но нельзя сказать, что нужны масштабные сокращения.

Если предприятие строится с нуля, с новым оборудованием, под него набрали необходимый персонал и оно функционирует, нет причин для увольнений. А если на уже действующем предприятии какой-то прокатный стан стал негоден, сделали новый, — персонал тоже нет необходимости сокращать, он переходит на обслуживание нового стана, переучившись. Если какие-то специальности отпадают, то, учитывая, что эта модернизация была запланирована, к моменту работы нового персонал, который перестал быть необходим, можно и нужно обучить. Потому что если люди представляют процесс, технологию, понимают, что они делают, им будет проще научиться, чем брать кого-то нового.

Так что модернизация — это лишь условие по обучению, переквалификации, а вовсе не причина для сокращений и роста безработицы.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram