USD 96.5918

+0.5

EUR 104.866

+0.46

Brent 74.9

-0.75

Природный газ 2.306

0

...

Государство поняло, что проблему «плохих долгов» нужно как-то решать

Президент Медведев поручил правительству к 1 июня подготовить предложения, направленные на создание инфраструктуры для управления просроченной задолженностью. И эксперты, и многие банкиры предупреждали еще в начале кризиса: «плохие долги» могут стать головной болью для всей финансовой системы. Теперь это дошло и до государства.

Государство поняло, что проблему «плохих долгов» нужно как-то решать

Президент Медведев поручил правительству к 1 июня подготовить предложения, направленные на создание инфраструктуры для управления просроченной задолженностью, сообщила в среду пресс-служба Кремля. И эксперты, и многие банкиры предупреждали еще в начале кризиса: «плохие долги» могут стать головной болью для всей финансовой системы. Теперь это дошло и до государства.

Многие авторитетные экономисты, как только страну охватил кризис, стали предупреждать: с его развитием проблема «плохих долгов» будет одной из главных для финансового сектора. Со временем ситуация только ухудшилась – доля просроченной задолженности по кредитам нефинансовому сектору выросла за прошлый год почти втрое, составив 762,5 млрд. руб. А просрочка по займам физлиц увеличилась до 6,8% с 3,7, или до 243,0 млрд. руб. О том, что проблему придется как-то решать, думали давно, но практически для этого, увы, ничего не делали. Поначалу шли разговоры о том, что надо бы выкупать у банков «плохие долги», которые планировалось передать в особый банк или фонд, созданный по образу и подобию тех, что уже существовали в Англии и США. Но вскоре от этой идеи отказались в пользу докапитализации, которая была обещана и в виде прямых вливаний в капитал финансовых структур, и в обмен акций на гособлигации. Деньги банки получили, но не все и, уж конечно, не поровну (но этого никто и не обещал), но просрочка тем временем продолжала расти как на дрожжах.

Некоторые банки сами начали посильную работу по «расфасовке» «плохих долгов» в основном в сторону реструктуризации. Некоторые одновременно пожелали обзавестись собственным отделом по взысканию долгов либо расширить уже существующую службу. Никакой статистики пока нет, но кадровые агентства подтверждают наличие массы заявок от банков на специалистов соответствующего профиля и квалификации, при том что в спокойные годы их вообще не было. Но системного подхода все нет…

Что будет к 1 июня? Похоже, этого не знает никто. Но то, что тянуть с решением проблемы больше некуда, в Кремле уже понимают. Директор банковского института Василий Солодков считает, что выбор у государства небольшой: «Первый вариант – создание банка «плохих долгов», от которого в свое время отказались. Вариант второй – отказ от монополизации цен на рынке недвижимости. Цены должны упасть в 2–3 раза, и строительный сектор начнет работу в режиме реального ценообразования, а не с 700-процентной доходностью, при которой одно машиноместо в Москве стоит как шикарная квартира во Флориде с двумя местами в гараже. Вариант третий (малореальный) – создать «биржу», которая будет сбывать на рынке плохие активы по какой-то выведенной цене. А если серьезно, то нужно перестать, как в 1985 году, «строить социализм с человеческим лицом» и начать заниматься экономикой на научной основе», – рассказал «НИ» ученый.

Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ), сообщил «НИ», что ситуация гораздо сложнее, чем фиксирует официальная статистика – многие кредиты отсрочены, многие находятся на реструктуризации. «Их пока «не видно», но через полгода они «всплывут». Начнутся санкции не только к плательщикам, но и к самим банкам», – отметил эксперт. Ассоциация предупреждает: взаимодействия «банк-клиент» сейчас уже абсолютно недостаточно. И механизмы работы сектора образца 2009 года не позволят справиться с задолженностью. Нужны специальные государственные программы, которыми будут дирижировать Минфин и ЦБ.

«Мы настаиваем на создании государственной системы страхования банковских активов (СБА), – сообщил г-н Милюков. – В ЦБ уже отправлен наш доклад, где подробно изложена идея организации этой системы в рамках Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Страховым случаем она должна признавать снижение ВВП в стране в течение двух календарных кварталов подряд. После наступления страхового случая банк должен иметь право в течение 12 месяцев воспользоваться помощью АСВ. Все кредиты, просроченные свыше 90 дней, могут быть переданы в АСВ для выкупа активов по фиксированной цене, составляющей 90% от номинала. Срок действия программы – 5 лет. За это время переданные активы должны быть реструктуризированы по рыночным ценам или списаны в случае их полного обесценивания». По оценкам АРБ, реализация программы страхования банковских активов до конца 2009 года уже позволила бы восстановить совокупные резервы банковской системы до 0,5 трлн. рублей.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram